Как развивать речь ребенка, не отвлекаясь от повседневных занятий?

71
0
0

Речь ребенка активно развивается в возрасте от двух до пяти лет. Однако важно понимать, что основы речевого развития закладываются намного раньше, практически с первого крика младенца. О том, что происходит с малышом на каждой ступени его взросления и что могут делать родители, чтобы развивать речь (даже не отвлекаясь от повседневных занятий), рассказывает член Ассоциации родителей и детей с дислексией логопед Екатерина Савина.

Возраст: от 0 до 3 месяцев

С рождения и до трехмесячного возраста крик — единственный способ общения малыша с внешним миром. Это способ сообщить «мне страшно, холодно, больно», «я боюсь», «я рассердился», пожаловаться, позвать на помощь.

Главной помощью для малыша здесь будет сосредоточенность мамы на собственных ощущениях. Вы можете точно услышать, как сейчас кричит ваш ребенок? Что он пытается вам сообщить интонациями своего крика? Если вы сумеете распознавать эмоции ребенка, вам будет намного проще принимать решение сейчас и налаживать взаимоотношения в будущем. Мама учится слушать и слышать ребенка, и позже за его криком, в том числе в истерике, сможет распознать знакомые нотки и решить проблему.

Возраст: от 1,5 до 3–4 месяцев

Малыш начинает гулить. Он готов делить с вами не только отрицательные, но и положительные эмоции. Гуление — способ эмоционального взаимодействия с взрослым. 

Самое лучшее, что вы можете сделать на этой стадии доречевого развития, — максимально расширить свой вокальный и мимический репертуар. Ребенок смотрит на ваше лицо и слышит ваш голос: все положительные эмоции стоит отыгрывать с полной отдачей, как будто за вами наблюдает огромный зрительный зал, а вовсе не один восхищенный взгляд.

Вряд ли стоит пытаться подменить живое родительское участие аудиокнигами, мультфильмами или телевизором. Да, малыш удержит внимание на яркой картинке или прислушается к звуку, но он не получит ответных эмоций. А именно в них кроется основа коммуникативного развития.

Возраст: 5–6 месяцев

В этом возрасте гуление сменяется лепетом. Малыш активно подражает взрослому, познает окружающий мир и начинает понимать уже не интонации и ситуацию, но и слова близких людей. Именно в это время важно сопровождать речью все, что происходит с вами и ребенком в течение дня. Чем больше малыш слышит (и обрабатывает!) речевых образцов, тем легче ему усваивать структуру родного языка. И здесь поистине неоценима помощь фольклора: вспомните, пожалуйста, все потешки, присказки, поговорки и сказки, которые слышали в детстве. Чем больше их будет в вашем обиходе, тем лучше. А если сопровождать речь движением и сериями движений (знаменитые «сорока-ворона» или «ладушки»), то вы значительно поможете активизации лепета малыша.

Не относитесь к лепету как к «ненастоящей» речи, «птичьему языку». Ребенок осваивает закономерности функционирования языка, ему важно попробовать свои силы. Если вы слышите «па-па-па-па-па», не воспринимайте это как «папа», не форсируйте события. Лучше присядьте, поймайте взгляд малыша и повторите за ним «па-па-па-па-па». А потом добавьте «та-та-та» или «пу-пу-пу».

Будьте одновременно отражением и катализатором. Повторите интонацию малыша и добавьте свою. Даже короткий диалог в процессе приема пищи или умывания будет очень полезным.

Возраст: 1,5–2 года

В возрасте от полутора до двух с половиной лет мы ждем появления у ребенка фразовой речи. Простая фраза «мама, ам», «дай пить», «хочу гулять» появляется на фоне достаточно хорошего понимания обращенной речи. И, как правило, это первый шаг к настоящему прорыву, тому самому, который мы называем бурным развитием речи. Практически каждый день у малыша появляются новые слова и фразы, новые идеи и мысли. Это очень непростой с точки зрения безопасности и родительского отдыха период. Но расслабляться нельзя: слишком много в дальнейшем развитии зависит от того, что происходит с ребенком в период от двух до пяти.

Для развития речи дома и на улице есть масса возможностей.

  • Звук

Прислушивайтесь ко всему, что вас окружает. Соревнуйтесь, кто услышит больше. Кто сможет определить направление звука. А его источник? Играйте вместе с ребенком: остановитесь, замрите на несколько секунд и «обратитесь в слух». Так малыш научится не только слышать, но и слушать.

  • Слово

Попробуйте придумать «игры со словами на каждый день». Например, семья собирается обедать. Обсудите меню. Вспомните, откуда взялся каждый продукт (растет, получаем от животных и т.д.), какие еще блюда из него можно приготовить, каков он на вкус и на ощупь.

Другой пример: что ты сейчас делаешь? Обычно ребенок отвечает: ничего (да и взрослый тоже). А ведь ничего не делая, мы сидим (стоим, лежим), дышим, смотрим, слушаем, двигаемся, принюхиваемся, поворачиваем голову, шевелим пальцами. Продолжайте список...

  • Фраза/предложение/рассказ

Говорите с ребенком. Прежде чем спросить, как прошел его день, расскажите, как прошел ваш. Что вы делали, с кем встречались, что заметили, что вас обрадовало, огорчило, насторожило. Что обязательно нужно сделать, чтобы завтрашний день удался. Показывая пример связного высказывания, вы даете план, образец, структуру, которую малышу легко принять, запомнить и использовать в своей практике.

В нашем мире все взаимосвязано. Важно понимать и помнить: то, что мы считаем важным в развитии ребенка, начинает формироваться намного раньше, чем мы успеваем об этом задуматься. Психологическая база речи развивается на первом году жизни, предпосылки к успешному обучению в школе — в младшем и среднем дошкольном возрасте, от трех до шести лет. Только стоит учесть, что раннее развитие — это не попытка опередить законы взросления, а создание необходимых условий для реализации детского потенциала.

Как вы развиваете речь ребенка?

Читайте также:

Все фото: Depositphotos

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0