Что должен знать и уметь ребенок в возрасте 4-х лет

В 4 года должен уметь:

Внимание.

  • Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.
  • Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. (Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).
  • Складывать по предложенному образцу простые постройки из а.
  • Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.
  • Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.
  • Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.
  • Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.
  • Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.
  • Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.

Мышление.

  • Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.
  • Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.
  • Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.
  • Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.
  • Находить пару каждому предмету.
  • Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»
  • Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).
  • Решать простые логические задачи.
  • Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Память.

  • Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.
  • Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на , взять чашку, принести ее в комнату.
  • Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.
  • Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.
  • Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.
  • Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.
  • Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.
  • Пересказывать содержание услышанной сказки.
  • Запоминать содержание сюжетного рисунка.
  • Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.

Мелкая моторика.

  • Запускать мелкие волчки.
  • Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).
  • Кистями рук делать «фонарики».
  • Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.
  • Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии.
  • Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.
  • Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
  • Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.
  • Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.
  • Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.
  • Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.

Математика.

  • Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.
  • Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Показывать правую и левую руку.
  • Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.
  • Показывать, что находится вверху и внизу от него.
  • Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
  • Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
  • Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).
  • Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.

Развитие речи.

  • Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.
  • Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).
  • После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.
  • Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
  • Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
  • Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, , посуда, обувь, одежда.
  • Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
  • Употреблять предложения с однородными членами.
  • Отвечать на простейшие вопросы.

Окружающий мир.

  • Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.
  • Сказать, сколько ему лет.
  • Назвать город, в котором он живет; свой домашний
  • Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.
  • Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений
  • Назвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.
  • Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.
  • Различить и назвать погодные явления.
  • Назвать несколько профессий.
  • Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.

Ребенок 4 года: развиваем эмоции

Психологи утверждают, что эмоциям ребенка, как и всему остальному, тоже надо обучать. И начинать воспитывать в нем мимику и жесты лучше всего, когда ребенку 4 года. С чего начать и как помочь 4-летнему ребенку освоить мир эмоций?

Когда ребенку 4 года, малыш уже должен уметь улавливать настроение другого человека и сопереживать окружающим. Но научиться этому ему нужно помочь. Как?

  • Например, вместе рассматривать семейный альбом, обсуждая, какое настроение было у близких, что они чувствовали: удивление, испуг, радость…
  • Расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Это занятие не только учит понимать чувства и эмоции, но и укрепляет семейные связи и привязанности.
  • А еще можно попросить ребенка нахмуриться, как осенняя туча или злая волшебница; улыбнуться, как Буратино или хитрая лиса; позлиться, как ребенок, у которого отняли мороженое; испугаться, как заяц, увидевший волка, или котенок, на которого лает собака.
  • Попробуйте вместе изобразить усталость человека, выполнившего тяжелую работу, и т.

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Светлана

Развитие ребенка в 4 года

Двигательное развитие

Может уверенно стоять и ходить на цыпочках (носках) (рис. 59). Все дети в этом возрасте могут стоять на одной ноге не менее 5 секунд, подпрыгивать 1–2 раза на одной (ведущей, обычно пpавой) ноге – на рисунке левша (рис. 60). К четырем годам ребенок четко определяется с ведущей рукой (правша или левша). В норме левша может немного отставать в координации одновременных движений руками и развитии речи.

Прыгает в длину с места на двух ногах не менее чем на 15–20 см. Может с места подпрыгнуть в высоту, то есть подскочить на месте с отрывом от пола. Свободно ходит и бегает по ступенькам лестницы ввеpх и вниз, ступая одной ногой на каждую из них.

Может поднять пpедмет с пола, нагнувшись в поясе с выпpямленными ногами. Бросает и ловит мяч двумя руками, не прижимая его к груди. Перекидывает небольшой мяч из руки в руку.

Ест полностью самостоятельно (один).

Бытовые навыки. Полностью сам одевается и обувается, в том числе надевает футболку. Застегивает пуговицы. Некоторых детей можно научить завязывать шнурки. Раздевается самостоятельно; умеет складывать свою одежду перед сном (рис. 61).

Самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. Можно воспитать привычку мыть руки после туалета.

Большинство детей чистят зубы уже самостоятельно, меньшей части еще нужна помощь в выдавливании пасты на щетку.

Регулирует свои физиологические потребности.

Самостоятельно ходит вовремя в туалет. Может уже со всей процедурой управиться самостоятельно, включая использование туалетной бумаги.

Ребенок и ранее пытался участвовать в повседневной жизни семьи, однако он скорее мешался под ногами, чем помогал. В 4 года его помощь может быть реально ощутимой. Следует привлекать ребенка к домашней работе и хвалить его, отмечая то, как он действительно помог вам.

Психическое развитие

Для дальнейшего развития ребенка необходимо общение с другими детьми и полезно посещение детского сада.

Игра. Самостоятельно собирает матрешкуиз четырех‑пяти вкладышей (4–5 матрешек разного размера) в одну, ориентируясь на размер. Еще может потребоваться небольшая помощь по точному совмещению рисунка в двух половинках каждой матрешки.

Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур, подбирает к соответствующим по форме отверстиям. Некоторые из них может назвать: шар, крыша (призма), столбик (цилиндр), кирпичик.

Умеет заводить ключом механическую игрушку.

Начинает контpолиpовать свое внимание и меньше отвлекаться – чаще хочет играть в настольные игры.

Появляются игры с переодеванием во взрослую одежду (рис. 62).

Этот период является расцветом самостоятельной сюжетно‑ролевой игры. Например, играя с куклой, говорит: «я – мама», «я – доктор».

Становится возможной сюжетно‑ролевая игра с двумя‑тремя детьми. В таких играх происходит активное общение со сверстниками, в котором действия заменяются словами. В совместной игре с детьми пробует различные формы поведения: то сотpудничает, то агрессивен. Игра с детьми способствует формированию понимания необходимости споpить словами, а не физическим действием.

Любит играть с констpуктоpом и другими строительными материалами. Делает из них сложные сюжетные постpойки и называет их: дом, гараж, комната. Использует эти постройки для настольной игры с сюжетными игрушками (машинка, мишка, кукла).

Появляются любимые игры. Моет играть в какую‑нибудь одну игру достаточно долго: от 10 до 40 минут.

Рисует. Пpавильно деpжит каpандаш. Вслед за показом взpослого рисует квадpат, реже – треугольник. Напомним, что более сложным заданием является копирование, которое отличается от рисунка по показу тем, что при копиpовании pебенок не видит то, как вы сами pисуете. Ребенок копирует с уже нарисованного вами рисунка. Поэтому скопировать квадрат, в отличие от его рисования по показу, сможет не каждый ребенок. Но к четырем годам уже все дети должны уметь копировать крест. Результат копиpования креста считается тем лучше, чем ближе линии креста пересекаются в середине.

Самостоятельно или по пpосьбе может наpисовать нечто похожее на домик. Часто рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (дорожку, дождик, домик и др.).

Рисует человечка из двух частей. Большинство детей в этом возрасте нарисуют человечка уже из тpех частей – туловище, голова, ноги. Закрашивает рисунки, лепит из пластилина.

Улучшается понимание количественных соотношений. Представление о числе расширяется – показывает и говорит: один, мало, много. Можно научить ребенка считать до четырех. Если положить перед ребенком 4 кубика и попросить: «Посчитай, сколько перед тобой кубиков», – то посчитает их правильно и без подсказок.

Ориентируется в семи цветах, в том числе знает черный и белый цвета. Подбирает их по образцу или по просьбе взрослого: «Дай мне красный кубик, дай мне черный кубик». На вопрос «Какого цвета кубик?» правильно называет 3–4 цвета.

При правильном воспитании соблюдает элементарные требования поведения в обществе, на улице.

Речь

Называет свой возраст, имя, фамилию и адрес. Правильно называет время дня (утро, вечер). Можно научить называть взрослых по имени и отчеству. В 4 года должен уметь составлять фразы из четырех‑пяти слов. Может связывать такие фразы в более сложные предложения: «После того как мы поели, мы пошли на улицу и играли с мячом». Чаще использует союзы и союзные слова: чтобы, потому что, если, тот, который и т. д.

Может подробно рассказать взрослым о событиях за день. Пересказывает простую сказку. Описывает сюжетную картинку.

Начинает понимать простые шутки, развивается чувство юмора. Чувствует разницу между фантазиями и реальностью.

Различает и называет свой пол (мальчик или девочка), пол взрослых (дядя, тетя) и других детей.

Внимание! Если неправильно или нечетко произносит один или несколько согласных звуков, следует обратиться за консультацией к логопеду.


Пожаловаться
АЛЁНКА
Светлана 
А из какой литературы вы взяли этот материал??? Хочу прочитать все!, Мой ребенок, все это уже умеет, кроме речи, у нас пока словосочетания!!!
Пожаловаться
АЛЁНКА
Светлана 
Ребенку 2,8
Пожаловаться
ЗлаяЗаяКсю
Светлана 

все соответствует!!! но считает она уже до 12, пытается до 20. Знает написание бОльшей части цифр. Считает еще по-английски! И с цветами не путается! И явно больше 7 цветов знает! Серебристый, золотистый и тд

Пожаловаться
Светлана
ЗлаяЗаяКсю 
Умнички
Пожаловаться
ЗлаяЗаяКсю

Стараемся)))))

кстати, да! Еще и пазлы! 60-100 кусков — в легкую! Она их обожает!

Пожаловаться
АЛЁНКА
Светлана 
Мы собираем даже пазлы из 12 частей
Пожаловаться
Светлана
АЛЁНКА 
Пожаловаться
Юлия
Светлана 

у нс все соотвествует.кроме речи.МЫ только только начали говорить.ПОка объясняет, но ему тяжко и глотает много, но с логопедом занмиаемся уже.

Пожаловаться
Светлана
Юлия 
все будет хорошо
Пожаловаться
Юлия
правда мы уже отжимаемся от пола и пытается подтягиваться.А речь косяк врачей, уздечка короткая и никто не сказал, а когда заметили поздно было, пока все размяли.
Пожаловаться
Светлана
Юлия 
понятно
Пожаловаться
Светлана
Светлана 

Хорошая статья! А мы уже называем 3-х значные цифры, например не давно были в поликлинике, так вот пересчитала все кабинеты, пока были в очереди, а так же прочитала все таблички на дверях! Все были в шоке!

Пожаловаться
Светлана
Светлана 
супер, молодцы
Пожаловаться
Светлана
Пожаловаться
Ангелок

***Собираемся в детский сад (впервые), все это реально должен знать и уметь ребенок в 4 года?
Что нам реально доучить к походу в сад в сентябре?

Что должен уметь, знать ребёнок в возрасте от 4 до 5 лет?

Память, внимание, мышление

•  Находить ошибки и несоответствия на картинках.

•  Расставлять от 6 до 8 картинок в правильной последовательности.

•  Запоминать 5-6 предметов, содержание сюжетного рисунка.

•  Находить пару каждому предмету; объяснять, какая между ними связь.

•  Правильно отвечать на вопросы: «Для чего нужны больница, парикмахерская, почта, магазин?», «Какую одежду и обувь ты наденешь, собираясь на прогулку, когда на улице идёт дождь? »

•  Находить закономерность в расположении предметов.

•  Решать простые логические задачи и из трёх предметов выбирать нужный.

•  Находить признаки сходства и отличия между двумя предметами и рисунками.

•  Различать и  правильно  называть все  цвета и оттенки.

•  Правильно определять последовательность времён года, порядок дней недели; части суток.

•  Отвечать на вопросы: «В какой стране ты живёшь? Назови столицу нашей Родины. Кем работают твои родители?»

•  Выполнять элементарные правила поведения на улице (переходить дорогу в специально отведённых местах на зелёный знак светофора; обходить люки, бро­сать мусор в урны  и т.  д.).

•  Понимать, что хорошо, а что плохо.

Математика

•  Считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, расставлять цифры в правиль­ной последовательности.

•  Находить пропущенное число.

•  Узнавать и правильно писать цифры.

•  Раскладывать (составлять) числа (знать состав числа).

•  Различать понятия: «количество», «число», «цифра».

•  Сравнивать количество предметов, понимать значение математических знаков >, <,  =.

•  Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, толщине).

•  Уравнивать количество предметов в группе.

•  Правильно использовать в речи порядковые числительные.

•  Решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание.

•  Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вправо, влево, посередине, вверху, внизу, спереди, сзади).

•  Узнавать и правильно называть геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб.

Развитие речи

•  Правильно произносить все звуки; говорить  не  торопясь, с выражением.

•  Называть предметы окружающей обстановки, действия людей и животных.

•  Называть обобщающим словом предметы, относящиеся к группам: «мебель», «рабочие инструменты», «игрушки», «транспорт», «продукты», «овощи», «фрукты»,  «одежда», «музыкальные инструменты» и т. д.

•  Правильно ставить существительные в форму единственного и множественного числа.

•  Находить предмет по описанию (лимон -  овальный, кис­лый, жёлтый, съедобный);  самостоятельно составлять описание предмета.

•  Подбирать слова, близкие и противоположные по значению (добрый — злой).

•  Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

•  Знать, какие бывают праздники.

•  Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

•  Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

•  Рассказывать наизусть несколько стихотворений, потешек, загадок; отгады­вать загадки.

•  Составлять по картинке связный рассказ из 5-6 предложений; согласовывать слова в роде, числе, падеже.

•  Пересказывать содержание услышанной сказки; употреблять в речи простые и сложные предложения.

•  Придумывать окончание к рассказу.

•  Выделять первый и последний звук в слове; понимать, чем отличается буква от звука (звуки — это то, что мы слышим; а знаки, которыми мы обозначаем звуки на письме, называются буквами).

•  Правильно называть звуки и буквы; читать слова из двух и более слогов и пони­мать их смысл; делить слова на слоги.

Графические навыки

•  Пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.

Проводить различные линии разной длины и направления; рисовать простые предметы, окружности; обводить, штриховать, копировать, рисовать по клеточ­кам и раскрашивать картинки.

Пожаловаться
Юлёк
Ангелок 
ребенок никому ничего не должен.
это что за правила такие, чтобы в садик взяли что ль?
а если ребенок, к примеру, многое чего не делает, или не знает что такое число или т.п. — все? для него сад закрыт?
Пожаловаться
Anna
Юлёк 
Ребенок к 4 м годам уже многое что должен знать и уметь!!! Ведь во всех садах идет обучающая программа с 3х лет. Получается ребенок 1 год пропустил, то что они узучали в саду с 3х лет.
Пожаловаться
Юлёк
ребенок многое может уметь, но не никому  он не должен, особенно  знать все от и до то, что перечисленно
Пожаловаться
Ангелок
Юлёк 
нет, нас берут без всяких условий, просто детки уже что-то изучали, были занятия, у нас этого не было (у меня ребенок на опеке), т.е. он и так не дополучил информации, да еще и садовская программа....
ему тяжело будет втянутся, если все детки это все знают, то он будет чувствовать себя не в своей тарелке...
Пожаловаться
Юлёк
просто можно прийти в сад и спросить, что детки проходят и потом дополнить знания ребенка дома.
Пожаловаться
Анастасия
Ангелок 
на подготовку к первому классу больше смахивает
Пожаловаться
Ангелок
Анастасия 
я в интернете откопала… хочу еще в сад сходить, спросить, что нам надо выучить к сентябрю…
Пожаловаться
Anna
Ангелок 
Конечно умеет, даже больше. У нас в саду с 3 лет программа «Детский сад 2100», там и Питерсон(Математика) Все детки в основном все осваивают. 
Пожаловаться
Яяя Такая
Ангелок 
да
Пожаловаться
Яна
Ангелок 
у меня тоже Максим и как и вам 4 года 1 месяц, мой очень плохо разговаривает, да и в сад не ходит((
Пожаловаться
TeslaGirl
Ангелок 

Ой ерунда какая… Сорриии))))

Все дети разные, кто-то умеет читать уже в 4 года, а кто-то буквы не знает ни одной, но считает сносно. А кто-то ни того, ни другого не умеет.

Из перечисленного вами мы многое не делаем и многое делам:

ДЕЛАЕМ полностью раздел Развитие речи и   Графические навыки

Память, внимание, мышление почти все кроме • Правильно определять последовательность времён года, порядок дней недели; части суток. Путается в днях недели и сутках.

А вот с математикой горааздо хуже))))

Математика

• Считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, — делаем расставлять цифры в правильной последовательности. — не делаем

• Находить пропущенное число. — не делаем

• Узнавать и правильно писать цифры. — не делаем

• Раскладывать (составлять) числа (знать состав числа). — не делаем

• Различать понятия: «количество», «число», «цифра». — не делаем

• Сравнивать количество предметов, понимать значение математических знаков >, <, =.   — делаем частично

• Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, толщине). — делаем

• Уравнивать количество предметов в группе. — делаем

• Правильно использовать в речи порядковые числительные. — делаем

• Решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание. — делаем но только на пальцах или счет палочках

• Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вправо, влево, посередине, вверху, внизу, спереди, сзади). — делаем

• Узнавать и правильно называть геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб. — делае давным давно


Пожаловаться
Талина ИбблаГхыр
Ангелок 
Как почитала… Это явно для первого-второго класса требования...
Пожаловаться
Модная Мама

Полезная статья! Буду сестру учить.

Пожаловаться
Лейсан
Спасибо!!!
Пожаловаться
Елена Родионова
Почти все умеем. И даже не паримся))) Умная девочка, чего не умеет — научится. У нас кстати, как у вас разница у детей))) и тоже 2008 и 2010.
Пожаловаться
Tanka
если с ребенком заниматься, то он многое умеет в 4года, у меня старший читал по слогам и решал простые примеры)) это сказались занятия с логопедом