В 4 года должен уметь:
Внимание.
- Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.
- Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. (Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).
- Складывать по предложенному образцу простые постройки из а.
- Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.
- Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.
- Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.
- Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.
- Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.
- Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.
Мышление.
- Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.
- Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.
- Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.
- Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.
- Находить пару каждому предмету.
- Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»
- Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).
- Решать простые логические задачи.
- Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Память.
- Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.
- Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на , взять чашку, принести ее в комнату.
- Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.
- Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.
- Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.
- Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.
- Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.
- Пересказывать содержание услышанной сказки.
- Запоминать содержание сюжетного рисунка.
- Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.
Мелкая моторика.
- Запускать мелкие волчки.
- Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).
- Кистями рук делать «фонарики».
- Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.
- Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии.
- Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.
- Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
- Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.
- Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.
- Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.
- Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.
Математика.
- Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.
- Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- Показывать правую и левую руку.
- Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.
- Показывать, что находится вверху и внизу от него.
- Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
- Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
- Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).
- Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
- Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
Развитие речи.
- Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.
- Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).
- После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.
- Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
- Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
- Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, , посуда, обувь, одежда.
- Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
- Употреблять предложения с однородными членами.
- Отвечать на простейшие вопросы.
Окружающий мир.
- Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.
- Сказать, сколько ему лет.
- Назвать город, в котором он живет; свой домашний
- Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.
- Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений
- Назвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.
- Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.
- Различить и назвать погодные явления.
- Назвать несколько профессий.
- Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.
Ребенок 4 года: развиваем эмоции
Психологи утверждают, что эмоциям ребенка, как и всему остальному, тоже надо обучать. И начинать воспитывать в нем мимику и жесты лучше всего, когда ребенку 4 года. С чего начать и как помочь 4-летнему ребенку освоить мир эмоций?
Когда ребенку 4 года, малыш уже должен уметь улавливать настроение другого человека и сопереживать окружающим. Но научиться этому ему нужно помочь. Как?
- Например, вместе рассматривать семейный альбом, обсуждая, какое настроение было у близких, что они чувствовали: удивление, испуг, радость…
- Расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Это занятие не только учит понимать чувства и эмоции, но и укрепляет семейные связи и привязанности.
- А еще можно попросить ребенка нахмуриться, как осенняя туча или злая волшебница; улыбнуться, как Буратино или хитрая лиса; позлиться, как ребенок, у которого отняли мороженое; испугаться, как заяц, увидевший волка, или котенок, на которого лает собака.
- Попробуйте вместе изобразить усталость человека, выполнившего тяжелую работу, и т.
Развитие ребенка в 4 года
Двигательное развитие
Может уверенно стоять и ходить на цыпочках (носках) (рис. 59). Все дети в этом возрасте могут стоять на одной ноге не менее 5 секунд, подпрыгивать 1–2 раза на одной (ведущей, обычно пpавой) ноге – на рисунке левша (рис. 60). К четырем годам ребенок четко определяется с ведущей рукой (правша или левша). В норме левша может немного отставать в координации одновременных движений руками и развитии речи.
Прыгает в длину с места на двух ногах не менее чем на 15–20 см. Может с места подпрыгнуть в высоту, то есть подскочить на месте с отрывом от пола. Свободно ходит и бегает по ступенькам лестницы ввеpх и вниз, ступая одной ногой на каждую из них.
Может поднять пpедмет с пола, нагнувшись в поясе с выпpямленными ногами. Бросает и ловит мяч двумя руками, не прижимая его к груди. Перекидывает небольшой мяч из руки в руку.
Ест полностью самостоятельно (один).
Бытовые навыки. Полностью сам одевается и обувается, в том числе надевает футболку. Застегивает пуговицы. Некоторых детей можно научить завязывать шнурки. Раздевается самостоятельно; умеет складывать свою одежду перед сном (рис. 61).
Самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. Можно воспитать привычку мыть руки после туалета.
Большинство детей чистят зубы уже самостоятельно, меньшей части еще нужна помощь в выдавливании пасты на щетку.
Регулирует свои физиологические потребности.
Самостоятельно ходит вовремя в туалет. Может уже со всей процедурой управиться самостоятельно, включая использование туалетной бумаги.
Ребенок и ранее пытался участвовать в повседневной жизни семьи, однако он скорее мешался под ногами, чем помогал. В 4 года его помощь может быть реально ощутимой. Следует привлекать ребенка к домашней работе и хвалить его, отмечая то, как он действительно помог вам.
Психическое развитие
Для дальнейшего развития ребенка необходимо общение с другими детьми и полезно посещение детского сада.
Игра. Самостоятельно собирает матрешкуиз четырех‑пяти вкладышей (4–5 матрешек разного размера) в одну, ориентируясь на размер. Еще может потребоваться небольшая помощь по точному совмещению рисунка в двух половинках каждой матрешки.
Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур, подбирает к соответствующим по форме отверстиям. Некоторые из них может назвать: шар, крыша (призма), столбик (цилиндр), кирпичик.
Умеет заводить ключом механическую игрушку.
Начинает контpолиpовать свое внимание и меньше отвлекаться – чаще хочет играть в настольные игры.
Появляются игры с переодеванием во взрослую одежду (рис. 62).
Этот период является расцветом самостоятельной сюжетно‑ролевой игры. Например, играя с куклой, говорит: «я – мама», «я – доктор».
Становится возможной сюжетно‑ролевая игра с двумя‑тремя детьми. В таких играх происходит активное общение со сверстниками, в котором действия заменяются словами. В совместной игре с детьми пробует различные формы поведения: то сотpудничает, то агрессивен. Игра с детьми способствует формированию понимания необходимости споpить словами, а не физическим действием.
Любит играть с констpуктоpом и другими строительными материалами. Делает из них сложные сюжетные постpойки и называет их: дом, гараж, комната. Использует эти постройки для настольной игры с сюжетными игрушками (машинка, мишка, кукла).
Появляются любимые игры. Моет играть в какую‑нибудь одну игру достаточно долго: от 10 до 40 минут.
Рисует. Пpавильно деpжит каpандаш. Вслед за показом взpослого рисует квадpат, реже – треугольник. Напомним, что более сложным заданием является копирование, которое отличается от рисунка по показу тем, что при копиpовании pебенок не видит то, как вы сами pисуете. Ребенок копирует с уже нарисованного вами рисунка. Поэтому скопировать квадрат, в отличие от его рисования по показу, сможет не каждый ребенок. Но к четырем годам уже все дети должны уметь копировать крест. Результат копиpования креста считается тем лучше, чем ближе линии креста пересекаются в середине.
Самостоятельно или по пpосьбе может наpисовать нечто похожее на домик. Часто рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (дорожку, дождик, домик и др.).
Рисует человечка из двух частей. Большинство детей в этом возрасте нарисуют человечка уже из тpех частей – туловище, голова, ноги. Закрашивает рисунки, лепит из пластилина.
Улучшается понимание количественных соотношений. Представление о числе расширяется – показывает и говорит: один, мало, много. Можно научить ребенка считать до четырех. Если положить перед ребенком 4 кубика и попросить: «Посчитай, сколько перед тобой кубиков», – то посчитает их правильно и без подсказок.
Ориентируется в семи цветах, в том числе знает черный и белый цвета. Подбирает их по образцу или по просьбе взрослого: «Дай мне красный кубик, дай мне черный кубик». На вопрос «Какого цвета кубик?» правильно называет 3–4 цвета.
При правильном воспитании соблюдает элементарные требования поведения в обществе, на улице.
Речь
Называет свой возраст, имя, фамилию и адрес. Правильно называет время дня (утро, вечер). Можно научить называть взрослых по имени и отчеству. В 4 года должен уметь составлять фразы из четырех‑пяти слов. Может связывать такие фразы в более сложные предложения: «После того как мы поели, мы пошли на улицу и играли с мячом». Чаще использует союзы и союзные слова: чтобы, потому что, если, тот, который и т. д.
Может подробно рассказать взрослым о событиях за день. Пересказывает простую сказку. Описывает сюжетную картинку.
Начинает понимать простые шутки, развивается чувство юмора. Чувствует разницу между фантазиями и реальностью.
Различает и называет свой пол (мальчик или девочка), пол взрослых (дядя, тетя) и других детей.
Внимание! Если неправильно или нечетко произносит один или несколько согласных звуков, следует обратиться за консультацией к логопеду.
все соответствует!!! но считает она уже до 12, пытается до 20. Знает написание бОльшей части цифр. Считает еще по-английски! И с цветами не путается! И явно больше 7 цветов знает! Серебристый, золотистый и тд
Стараемся)))))
кстати, да! Еще и пазлы! 60-100 кусков — в легкую! Она их обожает!
у нс все соотвествует.кроме речи.МЫ только только начали говорить.ПОка объясняет, но ему тяжко и глотает много, но с логопедом занмиаемся уже.
Хорошая статья! А мы уже называем 3-х значные цифры, например не давно были в поликлинике, так вот пересчитала все кабинеты, пока были в очереди, а так же прочитала все таблички на дверях! Все были в шоке!
Что нам реально доучить к походу в сад в сентябре?
Что должен уметь, знать ребёнок в возрасте от 4 до 5 лет?
Память, внимание, мышление
• Находить ошибки и несоответствия на картинках.
• Расставлять от 6 до 8 картинок в правильной последовательности.
• Запоминать 5-6 предметов, содержание сюжетного рисунка.
• Находить пару каждому предмету; объяснять, какая между ними связь.
• Правильно отвечать на вопросы: «Для чего нужны больница, парикмахерская, почта, магазин?», «Какую одежду и обувь ты наденешь, собираясь на прогулку, когда на улице идёт дождь? »
• Находить закономерность в расположении предметов.
• Решать простые логические задачи и из трёх предметов выбирать нужный.
• Находить признаки сходства и отличия между двумя предметами и рисунками.
• Различать и правильно называть все цвета и оттенки.
• Правильно определять последовательность времён года, порядок дней недели; части суток.
• Отвечать на вопросы: «В какой стране ты живёшь? Назови столицу нашей Родины. Кем работают твои родители?»
• Выполнять элементарные правила поведения на улице (переходить дорогу в специально отведённых местах на зелёный знак светофора; обходить люки, бросать мусор в урны и т. д.).
• Понимать, что хорошо, а что плохо.
Математика
• Считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, расставлять цифры в правильной последовательности.
• Находить пропущенное число.
• Узнавать и правильно писать цифры.
• Раскладывать (составлять) числа (знать состав числа).
• Различать понятия: «количество», «число», «цифра».
• Сравнивать количество предметов, понимать значение математических знаков >, <, =.
• Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, толщине).
• Уравнивать количество предметов в группе.
• Правильно использовать в речи порядковые числительные.
• Решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание.
• Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вправо, влево, посередине, вверху, внизу, спереди, сзади).
• Узнавать и правильно называть геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб.
Развитие речи
• Правильно произносить все звуки; говорить не торопясь, с выражением.
• Называть предметы окружающей обстановки, действия людей и животных.
• Называть обобщающим словом предметы, относящиеся к группам: «мебель», «рабочие инструменты», «игрушки», «транспорт», «продукты», «овощи», «фрукты», «одежда», «музыкальные инструменты» и т. д.
• Правильно ставить существительные в форму единственного и множественного числа.
• Находить предмет по описанию (лимон - овальный, кислый, жёлтый, съедобный); самостоятельно составлять описание предмета.
• Подбирать слова, близкие и противоположные по значению (добрый — злой).
• Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
• Знать, какие бывают праздники.
• Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
• Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
• Рассказывать наизусть несколько стихотворений, потешек, загадок; отгадывать загадки.
• Составлять по картинке связный рассказ из 5-6 предложений; согласовывать слова в роде, числе, падеже.
• Пересказывать содержание услышанной сказки; употреблять в речи простые и сложные предложения.
• Придумывать окончание к рассказу.
• Выделять первый и последний звук в слове; понимать, чем отличается буква от звука (звуки — это то, что мы слышим; а знаки, которыми мы обозначаем звуки на письме, называются буквами).
• Правильно называть звуки и буквы; читать слова из двух и более слогов и понимать их смысл; делить слова на слоги.
Графические навыки
• Пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.
Проводить различные линии разной длины и направления; рисовать простые предметы, окружности; обводить, штриховать, копировать, рисовать по клеточкам и раскрашивать картинки.
это что за правила такие, чтобы в садик взяли что ль?
а если ребенок, к примеру, многое чего не делает, или не знает что такое число или т.п. — все? для него сад закрыт?
Ой ерунда какая… Сорриии))))
Все дети разные, кто-то умеет читать уже в 4 года, а кто-то буквы не знает ни одной, но считает сносно. А кто-то ни того, ни другого не умеет.
Из перечисленного вами мы многое не делаем и многое делам:
ДЕЛАЕМ полностью раздел Развитие речи и Графические навыки
Память, внимание, мышление почти все кроме • Правильно определять последовательность времён года, порядок дней недели; части суток. Путается в днях недели и сутках.
А вот с математикой горааздо хуже))))
Математика
• Считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, — делаем расставлять цифры в правильной последовательности. — не делаем
• Находить пропущенное число. — не делаем
• Узнавать и правильно писать цифры. — не делаем
• Раскладывать (составлять) числа (знать состав числа). — не делаем
• Различать понятия: «количество», «число», «цифра». — не делаем
• Сравнивать количество предметов, понимать значение математических знаков >, <, =. — делаем частично
• Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, толщине). — делаем
• Уравнивать количество предметов в группе. — делаем
• Правильно использовать в речи порядковые числительные. — делаем
• Решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание. — делаем но только на пальцах или счет палочках
• Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вправо, влево, посередине, вверху, внизу, спереди, сзади). — делаем
• Узнавать и правильно называть геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб. — делае давным давно
Полезная статья! Буду сестру учить.