Методика Домана для особых детей

+ Может быть, вы слышали имя Гленна Домана. Может быть, вы знаете о том, что он стал известен всему миру, разработав уникальный метод развития детей. Может быть, вы в курсе, что его книги расходятся большими тиражами.

Но не думали ли вы, что методика Домана вам не подходит? Не прошли ли вы мимо его книг, потому что они продаются в магазинах под грифом «раннее развитие детей»? Может, вы и начинали читать «что-то из Домана», но выбрали для знакомства с его методикой не те книги? Не думали ли вы, что методика, наце-ленная на воспитание «гениальных энциклопедически образованных и физически совершенных детей» не для вас? У вас ребенок особый, у вас особые проблемы. Вам не до Домана.

Если хоть что-то из вышеперечисленного верно для вас, то мы предлагаем вам узнать другого Гленна Домана. Более того, мы убеждены, что даже родителям здо-ровых детей, желающих заниматься по методике Домана, сначала стоит выяснить, что именно после долгой и упорной работы с больными детьми Доман понял, что подобным образом можно заниматься и со здоровыми. Ведь изначально все эти методы, приемы и программы разрабатывались для особых детей. Мы предлагаем вам познакомиться с его программой лечения детей с повреждениями мозга (термин самого автора методики). Мы предлагаем вам вместе с нами прочесть те книги Домана, которые заряжают оптимизмом и предлагают бороться.

Если вы родители особого ребенка, то вам стоит познакомиться с методикой Гленна Домана и его книгой «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга». Нам кажется, что эту книгу стоит прочесть и в том случае, если вы по каким-то причинам не будете последователем этой методики. Почему? Потому что Доман, в отличие от многих других специалистов, не предлагает «смириться», «нести свой крест», «приспособиться к своему положению». Он предлагает лечить детей с повреждениями мозга. Он пишет, как это делать. Если вы родители особого ребенка, то, может быть, вы слышали что-то вроде: «Ваш не ребенок никогда не сможет…», «смиритесь с…», «не тратьте силы на…», «это бесполезно». Доман говорит совсем другое.

Он предлагает способы лечения болезней, главная причина которых — повреждения мозга. А если так, то почему надо решать проблемы таких людей ортопедическим средствами, в то же самое время ввергая мозг в состояние, подобное анабиозу, назначая седативные средства и транквилизаторы? Доман, в отличие от многих других специалистов, не врачей, а именно родителей считает главными лекарями своего ребенка и мерилом успешности лечения.

Можно ли вылечить детей с повреждениями мозга?

Методика Гленна Домана выросла и оформилась в теорию после многих лет удач, исканий, проб, ошибок, побед, неверия традиционной медицины и отрицания всего научного сообщества.

Методика Домана и все его книги никогда бы не родились, если бы несколько неравнодушных людей (в числе которых был и молодой врач-физиотерапевт Гленн Доман) не спрсили себя: «Можно ли помочь ребенку с повреждением мозга? Не научить его жить с болезнью, а вылечить? Возможно ли это?» В то время даже сами подобные вопросы казались абсурдными, однако через какое-то время специалисты новой формации, среди которых был и Гленн Доман, ответили: «Да, возможно». Ответом на вопрос «как?» и стала программа, которую применяют во всем мире для лечения детей с повреждением мозга — так Доман называет пациентов с разными симптомами, с различными диагнозами.

На каких детей ориентирована методика Домана?

У книги, которую мы обсуждаем, полное название такое: «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга или у него травма мозга, умственная отсталость, умственная неполноценность, детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез, гиперактивность, дефицит внимания, задержка развития, синдром Дауна». Именно на таких детей нацелена программа.

Все они совершенно разные. Некоторые на первый взгляд кажутся совершенно здоровыми. Болезнь других заметна невооруженным взглядом. Некоторые из пациентов клиники Домана не могут ходить, некоторые говорить, некоторые не видят. Их объединяет одно — причина их недугов кроется в пределах мозга, в котором после некоторого несчастного случая, происшедшего до, во время или после рождения, произошли изменения, повлиявшие на способность мозга принимать информацию или отвечать на нее. В результате ребенок не может говорить. Или плохо слышит. Или практически слеп. Или полностью или частично парализован. Или у него задержка умственного развития.

Но если причина болезни в мозге, то почему надо лечить конечности, глаза или уши? Почему не воздействовать на орган, работа которого нарушена? Почему вместо этого обычно производят действия, имеющие отношение лишь к симптомам заболевания, а не к причине, которая находится в мозге?

Доман дает горький и честный ответ: «Невежество состоит не столько из незнания, сколько из ошибочного знания».

Гленн Доман узнает о детях с повреждениями мозга. Темпл Фей

На самом деле, все могло быть совершенно по-другому. Гленн Доман, начинавший как физиотерапевт, мог сделать карьеру в этой области. Он мог даже добиться в этом деле больших успехов и прославиться.

Но вышло так, что в один прекрасный момент Случай, Судьба, Бог, Провидение — называйте как угодно — вмешались в естественный ход событий. Сам Доман называет двух людей, положивших начало перевороту в уме и сердце молодого физиотерапевта и побудивших его задуматься о детях с повреждениями мозга (хотя тогда их так еще никто не называл),— это Темпл Фей и его маленький пациент, гидроцефал Билли.

Случилось так, что в 1941 году Гленн Доман, молодой энергичный физиотерапевт, получил должность помощника руководителя физиотерапии в больнице медицинской школы Темпл. Никаких теорий по поводу того, как помочь детям с повреждениями мозга, у него не было. Более того, он практически ничего не знал о таких детях. Скорее всего, можно поверить в предположение Домана, что в 1941 было всего лишь несколько людей, обладавших какими-либо знаниями в этой области. И одним из таких людей был Темпл Фей — сорокалетний профессор неврологии и нейрохирург.

Доман с большим уважением и искренним восхищением отзывается об этом человеке, называя его «редким гением, который появляется в какой-либо области только однажды в столетие»

, а также с благоговением величает его Учителем, сравнивая с Аристотелем или Христом.

Фей определенно был человеком, предвосхитившим свое время. Во-первых, он брался за лечение тех детей, которых его коллеги считали безнадежными. Он проводил блестящие нейрохирургические операции. Он разрабатывал метод, который теперь используется чуть ли ни в каждой клинике как для улучшения самочувствия пациентов, так и для спасения их жизни — гипотермию (охлаждение тела человека). Однако в то время метод не получил признания, а его отец был осмеян научным сообществом (что, конечно, совсем неудивительно. Подобное происходит постоянно. Вот какой человек пригласил молодого физиотерапевта ассистировать на своих операциях. Вот какой учитель был у Гленна Домана.

Оксана Берковская

Продолжение


Татьяна
107011
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества