Ветхий Завет – это прежде всего Священная История, история отношений Бога и Его народа, Израиля. А они напоминают отношения родителя и ребенка. Сразу после Исхода из Египта, Бог через Моисея, а потом через Иисуса Навина давал народу-младенцу детальные указания по любому поводу. По сути дела, от него требовалось только одно: безграничное доверие и полное послушание. Но, как и ребенок, народ нередко оказывался строптивым и непослушным и бывал за это наказан.
Потом народ Израиля осел в Ханаане и зажил собственной жизнью. Бог доверил ему больше свободы, израильтяне сами стали устраивать свою жизнь. Но у них, как у подростков, получалось это не слишком удачно, и из одной беды они попадали в другую. И Бог вмешивался, призывая из числа израильтян «судей» – вождей, которые помогали им выпутаться. А потом позволял Своим подросткам совершить новые ошибки.
Наконец, настало время когда народ решил взять свою судьбу в собственные руки и избрать для себя форму государственного устройства. В этой истории участвовали два главных героя – мудрый пророк Самуил и молодой красавец Саул. О них рассказывает 1-ая книга Царств, которая в еврейской традиции так и называется – 1-ая книга Самуила.
Последний судья: рождение
Как и многие герои Библии, Самуил – поздний ребенок, вымоленный матерью. Его мать, Анна, была любимой, но бездетной женой человека по имени Елкана (в соответствии с нравами того времени, у него была еще одна жена). Ежегодно они ходили в паломничество в Силом, где тогда находилась Скиния – главный предмет ветхозаветного культа, огромный шатер, в котором, как верили израильтяне, обитал с ними их Бог.
Анна молилась о даровании сына, причем делала это беззвучно, про себя. В те времена было принято молиться вслух, и потому священник Илий счел ее пьяной. Но когда она рассказала о себе, он ободрил ее и обещал, что молитва будет исполнена. Он еще не знал, какую роль сыграет этот ребенок в его собственной жизни…
Анна забеременела и родила ребенка, которого назвала Самуил (по-еврейски это имя означает «услышал Бог»). С самого начала она обещала сделать его служителем при святилище, и едва он был отнят от груди, как она сама отвела его в Силом. Но это расставание было поводом не для грусти, а для радости. Слова ее песни отчасти повторит более, чем через тысячу лет Мария, у которой родится Иисус:
Нет столь святого, как Господь,
и нет твердыни, как Бог наш.
Лук сильных преломляется,
а немощные препоясываются силою;
кто был сыт, работает за хлеб,
а кто был голоден, отдыхает;
бесплодная рождает семь раз,
а многодетная остается одна.
Господь делает нищим и обогащает,
унижает и возвышает,
ибо у Господа основания земли,
и Он утвердил на них вселенную.
Последний судья: служение
Время шло, ребенок рос. Однажды ночью он услышал таинственный голос, который звал его по имени. Так к нему обращался Сам Бог. Первая весть, которую должен был передать людям, касалась первосвященника Илия – того самого, кто предсказал рождение пророка и воспитывал его при святилище. Бог отвергал его. Нет, сам Илий не совершал особенных грехов, но, как оказалось, не сделал ничего, чтобы прекратить грехи своих сыновей, о которых ему много раз говорили.
Его сыновья восприняли свое высокое положение (а старший должен был со временем сменить Илия) как теплое местечко. Если кто-то приходил в святилище с жертвенным животным, то еще прежде, чем сжигалась положенная часть для Господа, они отрезали отборные куски мяса для себя. Священник, который заботится прежде всего о своем собственном благополучии, недостоин своего звания. Сыновьям была предсказана скорая смерть.
Так оно и случилось. Израильтяне отправились в военный поход против своих главных врагов, филистимлян. Но военная удача повернулась к ним спиной, и тогда они решили вынести на поле боя свою главную святыню – Ковчег Завета, находившийся в самом центре Скинии. Он выглядел как трон, на котором символически восседал Сам Господь, а внутри хранились скрижали – каменные таблички с текстом Десяти Заповедей, данных Моисею на горе Синай.
Два сына Илия сопровождали ковчег – чудо-оружие, с помощью которого они надеялись разбить своих врагов. Но Бог не терпит, когда из Него делают средство для достижения земных целей, пусть даже вполне благородных и значительных. Израильтяне потерпели поражение, а ковчег был захвачен и еще оставался в руках филистимлян некоторое время. Оба сына священника погибли, а сам он умер от горя, услышав об этом.
Самуил не занял первосвященническую должность после смерти Илия. Его авторитет оставался неформальным, в этом он походил на предшествующих ему судей. Человек, облеченный высокой властью, в том числе и духовной, нередко бывает не угоден Богу и не пользуется авторитетом у людей, а тот, кто не занимает никаких формальных постов, и оказывается пророком и властителем умов.
Когда Самуил состарился, выяснилось, что преемника у него нет. Его дети, как это часто бывает, пошли по другому пути. И израильтяне, что вполне понятно, захотели стабильности, а значит – твердой руки, преемственности власти… «Поставь над нами царя, чтобы он правил нами!» – потребовали они.
Первый царь: избрание
Самуилу такое требование было не по душе, не понравилось оно и Богу. До сих пор только Он мог называться царем Израиля – народа, который Он спас из Египта, в буквальном смысле слова создал из толпы рабов, как Адама – из земного праха. Но Он позволил Своему народу поступать так, как люди сочтут нужным. «Послушайся их, – сказал Он Самуилу, – ибо не тебя они отвергли, но Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними».
Самуил так и сделал: «царь, который будет царствовать над вами, сыновей ваших возьмет и приставит их к колесницам своим, и будут возделывали поля его, жать хлеб его, делать ему воинское оружие; и дочерей ваших возьмет, чтоб они варили кушанья и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и сами вы будете ему рабами; и застонете тогда от царя вашего, но не будет Господь отвечать вам тогда».
Народ это предупреждение не смутило. Он избрал монархическую форму правления, а Господь избрал конкретного царя. Выбор пал на молодого красавца по имени Саул (по-еврейски оно звучит как «выпрошенный»), но тот и сам не догадывался о своем новом назначении. Он отправился на поиски пропавших ослиц своего отца, и уже отчаялся найти их, когда слуга предложил ему обратиться к Самуилу. Ведь и в те времена люди интересовались прорицателями в основном для того, чтобы улаживать свои земные дела. Но нашел Саул не ослиц, а царское достоинство. Самуил устроил ему торжественный обед, оставил ночевать в своем доме, а утром вывел его за город и вылил на его голову сосуд оливкового масла – этот обряд под названием «помазание» символизировал посвящение в царское или священническое достоинство. И лишь потом, на большом торжественном собрании представителей всего народа, на Саула указал жребий.
Эта система не похожа ни на современные республиканские институты, ни на средневековые монархии с обязательным наследованием престола. Бог сохраняет за собой верховную власть над Израилем и просто назначает земного царя как своего наместника, которого при необходимости может и отстранить, как это впоследствии произошло с Саулом.
Первый царь: отвержение
Саул вел достаточно успешные войны с окрестными народами. Казалось бы, израильтяне получили именно то, чего искали: царя, который организовал свой народ и повел его от победы к победе. Конечно, при отсутствии центральной власти о подобных успехах трудно было мечтать. Но и опасные стороны царской власти выявились очень скоро.
Перед сражением израильтяне обращались с молитвой к Богу и приносили Ему жертвы. Возглавлял эти жертвоприношения пророк Самуил, хотя формально он нигде не назван первосвященником. Но однажды он задержался, и Саул решил взять инициативу в свои руки и совершил обряд. Тем самым Саул, подобно царям языческих народов, повел себя не только как царь, но и как священник. От Самуила ему пришлось выслушать суровый упрек.
В следующий раз Саул напал на амаликитян, которых Господь повелел полностью истребить, не оставляя даже никакой военной добычи (рассказывая о книге Иисуса Навина, мы уже размышляли о смысле таких кровожадных повелений). Но Саул и его армия поступили иначе: царь амаликитян был оставлен в живых, а из добычи было уничтожено лишь малоценное. Хороший скот и дорогие вещи воины предпочли оставить себе.
И тогда Самуил сказал: «неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность такой же грех, что волшебство, и противление – то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем».
На самом деле Саул еще долго оставался на престоле. Но теперь уже не его сыну было суждено взойти на престол после него, да и сама жизнь Саула была лишена покровительства свыше. Как описывает это Библия, «от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух». Чтобы успокоить своего властелина, придворные наши ему искусного музыканта – молоденького паренька по имени Давид. Но это уже будет совсем другая история…
Врезка:
Отношение к монархии в древности было непростым. С одной стороны, люди обожествляли своих монархов; человек, обладающий абсолютной властью над страной, был в их глазах уже несколько больше, чем человек. Египетский фараон считался одним из главных богов Египта, а месопотамские цари нередко заявляли о себе как об избранниках и даже детях различных божеств.
С другой стороны, сама природа царской власти требовала какого-то оправдания. Так у многих народов возникали предания о царях, непосредственно избранных богами. Нередко эти предания возникали в качестве официальной пропаганды. Так, ассирийский царь Саргон рассказывал, что его мать была верховной жрицей, а его отец «обитал на вершинах». Вряд ли он имел в виду, что отец был диковатым и неотесанным горцем, скорее перед нами – намек на божественное происхождение. Свою юность он, как утверждает официальная биография, провел в саду, где его любила Иштар, богиня любви.
Гильгамеш, Эдип, Парис, Ромул и Рем – эти герои древних преданий разных народов были оторваны от родителей, росли вдали от родного дома, но впоследствии становились царями. Очевидно, эти истории были призваны показать: царем невозможно стать просто так, им надо родиться, и главную роль здесь играет не царская кровь, и не людские замыслы, а выбор свыше.
В этих древних преданиях мы постоянно слышим о том, что сам институт монархии был установлен богами. Это нужно, во-первых, для поддержания порядка на земле, а во-вторых, для того, чтобы царь играл роль посредника между миром богов и миром людей. Не случайно в подавляющем большинстве древних обществ цари также были верховными жрецами.
При всем сходстве деталей мы не видим в истории Израиля ничего подобного. Народ сам избирает монархический образ правления, ничего божественного в нем нет. Более того, с самого начала проводится граница между царем и священнослужителем: царь не должен совершать никаких ритуалов, перед Богом он – такой же человек, как и все остальные.
Андрей Десницкий
Комментарии пользователей
0