Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 1 (январь) 2005 г.

Великое таинство. Часть 2.

Роль отца

Сегодня вопрос о присутствии мужа на родах активно дискутируется: может ли мужчина упасть от увиденного в обморок, не пропадет ли у него потенция, не появится ли отвращение к жене и т.д. Наши предки решали эти проблемы просто: если муж был на охоте, женщины справлялись сами. Если же глава семьи находился дома, его роль была довольно значительной: он должен был снять обувь с правой ноги роженицы, развязать пояс, поить ее. Если женщина сильно мучилась, мужу вменялось в обязанность периодически касаться своим коленом ее спины: считалось, что это уменьшит боль. (Сравните: сегодня на специальных курсах будущего отца учат массировать жене поясницу, чтобы снять нагрузку с позвоночника.)
По окончании родов младенца заворачивали не в пеленку, а в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, затем клали на отцовский тулуп — чтобы был богат. Новоиспеченному папаше подавали ложку каши с солью и перцем, приговаривая: «Солоно и горько рожать». В день рождения ребенка отец должен закопать послед и на этом месте посадить дерево: как дерево растет, так и малыш будет расти. Если дерево увянет, ребенок заболеет.
Но далеко не во всех религиях приветствовалось присутствие мужа на родах: в Китае муж роженицы вместе с другими домочадцами покидал дом, и во время процесса родов ему не разрешалось произнести ни слова. В Древнем Риме мужчина также не присутствовал на родах: новорожденного сначала обмывали, а потом клали к ногам отца. Отец брал ребенка на руки и поднимал перед собой, демонстрируя таким образом, что принимает его в семью.

Третий день жизни

Это знаменательная веха в Китае и Японии. В Китае на этот день приходилась церемония обретения имени. В этот же день ребенка первый раз купали. Повитуха брала луковицу и трижды касалась личика младенца, говоря: «Первый раз будь сметлив, второй раз будь мудр, третий раз будь хитер» (в китайском языке слова «лук» и «ум» произносятся одинаково).
В Японии на третий день жизни проходит церемония одевания, во время которой присутствующих угощают рисом с красной фасолью (это блюдо подается при особо радостных событиях).

Девятый день жизни

На Руси это крайний срок для крещения и, следовательно, обретения имени. Если по какимто причинам с крещением затягивали, родителям предписывалось ни на секунду не оставлять ребенка одного. До крещения всех детей называли Богданами: «Рожден, а не крещен, так Богдашка». Делалось это для того, чтобы уберечь некрещеного, а значит, незащищенного, уязвимого малыша от сглаза и порчи. Окрестить ребенка старались как можно раньше, полагая, что он окрепнет. Надо сказать, такой подход имеет научное обоснование: крестили в холодной воде, запуская таким образом защитные реакции организма.
При крещении прядь волос, отрезанную священником, бросали в купель: если поплывет — ребенок будет здоровым, утонет — к болезни, закружится — к счастью. Упоминание об этом обряде мы находим в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»: «…Нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели». Крестили обязательно в чепчике и не снимали его в течение 12 дней. Крестильную одежду не использовали, но бережно хранили и крестили в ней последующих детей, чтобы они были дружны между собой.
Считалось доброй приметой, если ребенок кричал, когда его погружали в купель, и, наоборот, если не кричит — значит, не жилец. (Такая же примета существовала в Англии: если малыш не кричит во время крещения, значит, он слишком хорош для этой жизни.) После крещения вода в купели считалась «поганой», ее необходимо было вылить. Вернувшись из церкви домой, ребенка передавали через окно: в дверях боялись встретить нечистую силу.
В Древнем Риме на девятый день жизни также совершалась церемония обретения имени, при этом ребенок получал буллу — особый амулет против злых духов. Мусульмане дают малышу имя или в первый день, или на седьмые сутки.

40 дней после родов

Заканчивается большой очистительный период, во время которого женщине нельзя было вести супружескую жизнь («У роженицы шесть недель за плечами смерть ходит».) Такой же обычай был широко распространен в Японии, с той лишь разницей, что до сорокового дня молодой маме вообще нельзя было показываться дома. Современная медицина этим сроком (6–8 недель) определяет послеродовый период, по окончании которого организм женщины возвращается к тому состоянию, в каком он находился до беременности. В мусульманстве после сорокового дня разрешается показывать ребенка чужим людям (до этого малыша могли видеть только родственники).
Существует множество других примет и суеверий, связанных с родами. Иногда они перекликаются, а порой противоречат друг другу. В современных условиях соблюдать все традиции, конечно же, нереально (возьмите, к примеру, обычай «дарить» монету дереву, из которого вы будете строгать колыбель для новорожденного). Однако необходимо помнить, что приметы — это результат многовековых народных наблюдений. Случается, что женщины, отличающиеся рациональностью мышления, забеременев, становятся крайне суеверными: обходят стороной черных кошек, не стригут волосы, а услышав какое-нибудь предположение или пожелание, стучат по дереву, чтобы не сглазить. Что это: причуды или обостренная восприимчивость, с помощью которой можно понять огромный культурный опыт наших предков? Что вообще представляют собой эти приметы: нелепые суеверия или непознанные закономерности? Может, мы называем суеверием все то таинственное, непонятное, что не в состоянии объяснить?

Елена ВИНОГРАДОВА
 

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи