Обучение

5 полезных игр: как научить ребенка делить слова на слоги

3230
1
0

Умение делить слова на слоги школьники изучают в первом классе. Чтобы процесс шел легко и исключить момент, когда дети ошибаются, можно освоить эту науку с помощью игр. Выбирайте веселые и интересные. В нашей подборке – некоторые из них.

как научить делить на слоги
Усвоить какие-то знания можно в игровой форме

Правила деления

Перед тем, как начнете занятия, повторите с ребенком правила деления слов на слоги:

  • всегда образуются с помощью гласных букв;
  • сколько в слове гласных, столько же и слогов;
  • слог может состоять из одной гласной, но без гласных слогов не бывает: мо-ло-ко, ё-жик;
  • могут открытыми и закрытыми: в первом случае заканчиваются гласным звуком, во втором – согласным (ба – нан, кош – ка).

Предложите ребенку алгоритм, который поможет в этом процессе:

  • необходимо прочитать слово вслух;
  • подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки;
  • посчитать, сколько гласных есть в слове;
  • определить тип слога – открытый или закрытый.
как научить делить на слоги
Перед тем, как начнете занятия, повторите с ребенком правила деления слов на слог

Игры для деления слов на слоги

Предложите ребенку упражнения для отработки навыка деления на слоги. Они могут в игровой форме.

Игра «Отхлопай слоги в слове»

Цель: обучить детей делить слово на слоги с опорой на вспомогательные средства (отхлопывание).

Ход игры: ведущий показывает картинку, произносит слово слитно, не деля на слоги. Играющий должен отхлопать это слово, не произнося его вслух. За каждое правильное выполнение дается очко (фишка). Выигрывает тот, у кого в конце игры будет больше очков (фишек).

Для игры следует подбирать слова из разного количества слогов, от 1 до 5. Подряд нельзя предъявлять слова с одинаковым количеством слогов. С целью развития словаря стоит подбирать слова по определенной теме.

Игра «У кого длиннее дорожка»

Цель: отработка послогового произношения слов, активизация словаря детей по заданной теме.

Ход игры: дети становятся у старта и по очереди шагают по расчерченным квадратам вперед, делая один шаг-квадрат на каждый произнесенный слог слова. Ведущий предлагает детям придумать и назвать слова по какой-либо лексической теме, например, «Цветы», «Птицы» и т. д. Разметка квадратов помогает определить победителя (выигрывает тот, кто смог произнести наиболее длинное слово и оказался впереди всех) и показывает, сколько слогов в произнесенном слове. Например, по теме «Цветы» выиграют те дети, которые вспомнят названия из 4 слогов: не-за-буд-ка, ко-ло-коль-чик, — и проиграют те, которые произнесут слова из 3 слогов: ро-маш-ка, ва-си-лек, или из 2 слогов: ро-за, пи-он.

Игра «Кто больше соберет картинок»

Цель: научить детей различать на слух односложные и двусложные слова.

Ход игры: у игроков цифры 1 и 2 (у каждого по две цифры). У ведущего картинки (можно использовать набор из предыдущей игры). Ведущий показывает картинку и называет ее, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Картинка вручается тому, кто раньше всех сосчитал слоги в слове и поднял соответствующую цифру. Игра про-должается до тех пор, пока не закончатся картинки для предъявления. Затем подсчитывается количество картинок у каждого игрока. Выигрывает тот, кто собрал больше картинок.

Игра «Кто больше соберет картинок»

Цель: научить детей различать на слух односложные, дву-сложные и трехсложные слова.

Ход игры: у игроков цифры 1, 2, 3 (у каждого по три цифры). У ведущего картинки (можно использовать набор из предыдущей игры). Ведущий показывает картинку и называет ее, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Картинка вручается тому, кто раньше всех определил количество слогов и поднял нужную цифру. Игра продолжается до тех пор, пока есть картинки для предъявления. Затем подсчитывается количество картинок у каждого игрока. Выигрывает тот» кто собрал больше картинок.

Игра «Добавь слог»

Цель: обучение осознанному чтению слогов из двух открытых слогов.

Ход игры: у детей карточки с первыми слогами слов (по четыре карточки), у ведущего — вторые слоги. Дети раскладывают слоги в столбик, сверху вниз. Ведущий поднимает карточку со слогом и прочитывает его. Дети выбирают нужные слоги, подкладывают карточки со слогами к соответствующему н-чалу каждого слова и прочитывают слова целиком. Выигрывает тот, кто раньше собрал и прочитал все свои слова.

С этим же набором карточек можно играть без ведущего, это более сложный вариант игры. В данном варианте не ведущий озвучивает второй слог, а каждый играющий. В центре стола лежат стопкой карточки со вторыми (конечными) слогами надписями вниз, у детей — первые слоги. Дети по очереди открывают верхний слог; каждый ребенок оценивает, подходит ли слог к его слогам, и, если да, кладет на нужное место в слово, а если нет, возвращает слог в банк, в самый низ стопки.

Для подсказки используйте эту таблицу:

1 слог  2 слог 1 слог   2 слог
Ли   за  Ру  ка
Са   ша   Си ла 
Лу  жа Мо   ре
Чу    до Се ло

Тренироваться делить слова на слоги нужно постоянно. Детям нравится элемент игры, когда слоги можно скандировать, как на стадионе, или пропевать,  — делится опытом учитель начальных классов Наталья Крючкова

Список слов по разным темам, которые можно использовать в играх  

Деревья: акация, баобаб, береза, вяз, дуб, ель, ива, каштан, кедр, кипарис, клен, липа, лиственница, осина, ольха, рябина, саксаул, сосна, тополь, туя.

Цветы: алоэ, астра, василек, виктория, гвоздика, жасмин, ирис, кактус, календула, каллы, клевер, колокольчик, кувшинка, лаванда, ландыш, лилия, лотос, лютик, мак, мальва, маргаритка, медуница, мимоза, настурция, незабудка, одуванчик, орхидея, пион, подснежник, резеда, роза, ромашка, сирень, тысячелистник, фикус, флокс, хризантема, черемуха, эдельвейс.

Овощи: баклажан, горох, дыня, капуста, картофель, кукуруза, лук, морковь, огурец, перец, помидор, редиска, репа, редька, тыква, укроп, фасоль, чеснок.

Фрукты, ягоды: абрикос, авокадо, айва, ананас, апельсин, арбуз, брусника, виноград, вишня, голубика, ежевика, желудь, земляника, киви, клюква, кокос, костяника, малина, морошка, облепиха, смородина, черника, черешня, шиповник.

Зоопарк: броненосец, варан, бегемот, барс, гепард, дельфин, еж, енот, жираф, зебра, зубр, кенгуру, крокодил, лев, леопард, муравьед, носорог, нутрия, обезьяна, пони, слон, тапир, тигр, утконос, хамелеон, черепаха, шимпанзе, ягуар.

Видео

Внимательнее изучить тему можно в видео-уроке.

Видео: Eep-kaOse2I

Источник:
1. «Мы читаем по слогам», Л. М. Козырева. Москва, 2006

Фото на анонс: Depositphotos

1
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0