Малыш проходит несколько этапов своего развития. И среди них есть тот, который родители и психологи называют «я сам». Ребенок стремится все делать самостоятельно и даже огорчается, если ему пытаются помогать взрослые.
Однако затем бывает и такое, что малыш ленится: ему не хочется самому есть, собирать игрушки, чистить зубки. То, что прежде было так весело узнавать, превращается в будничные обязанности. Поэтому многие дети теряют к ним интерес и стараются перекладывать выполнение на родителей. В ход идет хорошо знакомое «я не умею».

Детский психолог Ольга Федоненкова объясняет причину такого поведения:
Многим детям хочется опять стать маленькими, спрятаться за множеством «я не умею». И единственное, что тут можно сделать – это постоянно напоминать, успокаивать, убеждать, что родительские любовь и забота никуда не денутся.
По мнению психолога, в этой ситуации есть несколько решений. О каждом из них психолог рассказывает подробно.

1. «Давай подумаем, как этому можно научиться?»
Если малыш, к примеру, жалуется, что не может чистить зубы, так как не умеет, надо ему помочь – показать, как держать зубную щетку. И так во всех ситуациях. Правильнее не спорить и не убеждать, а показать.
2. «Хочешь, расскажу, как я этому научилась?»
Дети очень любят рассказы родителей о том, как они сами были детьми. Это интересно и весело. После таких историй дети, как правило, начинают делать сами то, от чего прежде отказывались. Психолог объясняет:
Ребенок часто чувствует себя неумейкой среди всемогущих взрослых и хорошо ему показать, что не всегда так было и не всегда так будет.
3. «Может быть, есть способ обойтись тем, что умеешь?».
Детский психолог Ольга Федоненкова предлагает такое решение:
«Не получается нарисовать барашка – рисуй барашка в коробке. Это даст уверенность в своих силах и когда-нибудь барашек выглянет из коробки».

4. «Попробуем это сделать вместе?»
Эксперт предполагает, что часто за словами о неумении стоит нежелание ребенка оставаться наедине с трудным или скучным делом. А если рядом будет мама, то и дело сразу пойдет на лад.
5. «Давай я покажу тебе хитрый способ»
Этот способ всегда работает отлично. Ведь детям всегда интересно сделать что-то особенным способом.
6. «Хочешь научиться или хочешь, чтобы кто-то сделал вместо тебя?»
Со стороны это может показаться не совсем педагогичным приемом, но детский психолог Ольга Федоненкова уверена:
Скорее всего, ребенок выберет второй вариант, но рано или поздно дойдет дело и до первого.
7. «Давай разберем это большое дело на маленькие и выясним, с какими кусочками ты сможешь справиться, а с какими нужно тебе помочь».
Очень правильный подход – многие взрослые поступает так же.
8. «Ничего страшного, зато у тебя хорошо получается …(список успехов)».
Похвала – лучшая мотивация!
9. «Как думаешь, придется этому когда-нибудь учиться или можно обойтись?»
Эксперт предлагает родителям не рассказывать о необходимости некоторых навыков – пусть ребенок сам разберется. Ведь если сейчас он что-то не умеет, то, скорее всего, придет к этому спустя определенное время. И вот тогда уже эти задачи уже не будут казаться ему сложными. Всему свое время.
А какая у вас стратегия поведения, когда ребенок ленится что-то делать самостоятельно и убеждает вас, что попросту не умеет этого?
Читайте также:
- Совет дня: проявляйте свою любовь к ребенку разными способами
- Совет дня: не забывайте извиняться перед ребенком
- Монолог мамы: «Я научила ребенка правильно выплескивать негативные эмоции»
Фото на анонс: Instagram @tetotume*
Спасибо за статью