Маленький монстр

В возрасте до 3-х лет мы еще не можем говорить об осознанном поведении у ребенка. Малыши только учатся распознавать свои и чужие эмоции, часто они сами не знают, почему им плохо или хорошо.
Причины нестандартного поведения у детей до 3 лет:
- Физический дискомфорт. Если ребенку жарко, холодно, что-то болит или беспокоит, меняется погода или климат, например, при переезде, он, конечно, будет хныкать, плакать и кукситься;
- Родовые травмы и проблемы со здоровьем. Внешне ребенок может выглядеть здоровым, но если он постоянно ведет себя беспокойно и надрывно плачет, нужно обратиться к врачам и убедиться, что со здоровьем все в порядке;
- Психологический фактор. Когда в доме напряженная атмосфера, ссоры, скандалы или у одного из родителей депрессия, ребенок остро это чувствует. Он не понимает, что и как, но подсознательно знает, что есть проблема и реагирует на неё;
- Нехватка внимания и любви. Больше всего малыши нуждаются в заботе и любви, это самый главный фактор успешного взросления и развития. Если мама рано вышла на работу и уделяет младенцу мало времени, если её внимание сводится к удовлетворению физических потребностей ребенка, он может вести себя беспокойно, плакать и даже заболеть.
- Базовые потребности. Важно следить, чтобы ребенок был сытым, сухим, выспавшимся, чтобы был комфортный температурный режим;
- Здоровье. Убедиться, что малыш здоров, пройти обследование у невролога, остеопата, сдать анализы и УЗИ;
- Психологический комфорт. Создать благоприятную атмосферу в доме, оставить конфликты и постараться сосредоточиться на ребенке, переключить внимание на домашнюю работу, созидание и уход за младенцем;
- Контакт с мамой. Уделять ребенку внимание, проводить с ним время не только, когда нужно кормить и менять памперс. Засыпать с малышом, петь ему песенки, держать на руках, целовать и прижимать к себе. Ребенок должен чувствовать себя любимым и нужным.
Кризис 3 лет
Психологи называют этот возраст первым «трудным» периодом. Ребенок меняется на глазах. Из послушного и милого мальчика или девочки – в неуправляемого монстрика.
Почему же это происходит:
- Осознание своего «Я» и собственных желаний: не хочу, не буду или наоборот, хочу! И буду!;
- Скачок в развитии. Детская психика не успевает адаптироваться под резкий рост ребенка, нервной системе нужно время, чтобы адаптироваться;
- Общение с другими детьми. Именно в этом возрасте дети идут в сад или уже ходят в него. Копируют поведение, учатся друг у друга. И не всегда хорошему.
- Выстраивать границы. Ребенок в этом возрасте уже многое понимает, важно установить определенные правила и следовать им;
- Объяснять. Разделить что такое «хорошо» и «плохо», и объяснить почему;
- Проявлять любовь. Объяснять, что ребенок не плохой, даже если поступил плохо, что вы любите его по-прежнему, но такого поведения не одобряете.
Дошкольный и младший школьный возраст

Для детей в этом возрасте родители – кумиры, примеры для подражания и восхищения. Именно сейчас мальчишки хвастаются, что их папа самый сильный и смелый, а мама – самая красивая. Девочки примеряют мамины наряды и красятся помадой. Почему же в это прекрасное время, ребенок начинает вести себя неадекватно?
- Привлечение внимания. Ребенок пытается убедиться, что он нужен, что его любят любым. И проверяет это как может, в том числе плохим поведением;
- Стресс от новых обстоятельств. Мама вышла на работу, ребенок пошел в сад, родился братик или сестра, все это становится серьезным испытанием для маленького человека;
- Подражание. Если кто-то из друзей ведет себя «плохо» и получает при этом то, что хочет, ребенок может взять это на заметку и скопировать подобное поведение.
- Разговаривать. Объяснять почему такое поведение вас расстраивает, к чему это может привести, если угрожает безопасности ребенка;
- Уделять внимание. Привязанность и уверенность в родителях – важнейший фактор благополучия ребенка. Поддерживайте вашу связь несмотря на новую работу или рождение еще одного ребенка;
- Любить и принимать. Показывайте свою любовь и говорите ребенку, что любите его, подчеркивайте, что поступки могут быть плохими, а он сам – нет.
Переходный возраст
Сложнейший этап в воспитании, который многие родители вспоминают с содроганием. Но его придется пройти, ведь это неотъемлемая часть взросления.
Причины бунтарского поведения у подростков:
- Осознание собственных желаний и уверенность в своей самостоятельности;
- Гормоны и изменения в организме;
- Желание независимости от родителей;
- Протест, стремление доказать всем, что он не такой, как все. Или наоборот, ничем не хуже и такой же.
- Вести диалог. Важно не утратить доверие ребенка и не превратиться в надсмотрщика и контролера. Как бы трудно ни было, нужно общаться с подростком на равных, стремиться услышать его;
- Вспомнить себя. Мы все прошли этот возраст, постарайтесь проявить снисхождение и вспомните, какими вы были в подростковом возрасте;
- Разделять интересы. Даже если вам кажется, что у сына/дочери ужасная компания, он слушает жуткую музыку и одевается непонятно во что, постарайтесь его понять и поддержать. Переходный период пройдет, а контакт с ребенком останется;
- Продолжать любить. Базовая потребность ребенка в любви никуда не исчезает. Да, они хотят больше свободы и независимости, но им по-прежнему нужна ваша любовь. В другой форме, более лояльная и терпеливая, но она очень нужна вашим детям.
Государство поможет с трудным подросткам

В Госдуме решили помочь родителям с воспитанием трудных подростков. Ребят, нарушивших закон будут брать на сопровождение волонтеры или наставники. Итоги воспитательной работы будут отслеживаться и позже рассматриваться в суде для принятия решения о дальнейшем наказании или его смягчении.
«Последние несколько лет снижается подростковая преступность, однако повторно нарушает закон 23% от ранее совершивших, каждый четвертый. Причин, толкающих ребенка в криминал, много – психологические проблемы, трудности в семье, отсутствие занятости, денег. Часто на преступление подростка толкает убеждение, что нарушение закона – это круто, ты получишь уважение в обществе. Но если показать, что уважение можно получить по-другому, через помощь, то это создает альтернативное убеждение», – подчеркнул Артем Метелев, глава Комитета ГД по молодежной политике.
Наставники будут положительно влиять на подростков и помогут им изменить свое негативное поведение. Отчеты о проведенной работе они будут направлять в госорганы.
«Опыт помощи другим людям формирует глубокие ценности, которые уже меняют твое мышление, и ты вряд ли пойдешь снова грабить и не захочешь быть вредителем. Мы это знаем на практике и предлагаем законодательно закрепить работающую в жизни технологию наставничества и социализации через волонтерство в качестве одной из форм мер исправления, которую назначит суд», – отметил Метелев.
Так государство хочет снизить преступность среди подростков, упростить для них процесс легального трудоустройства, а также снизить бюрократическую нагрузку на подростков и их родителей.
Источники: Фото: ©Shutterstock.com