Реальная угроза

Фото: Ground Picture / Shutterstock / FOTODOM
Согласно результатам проведенных опросов, с мошенничеством в интернете сталкивались 60% российских школьников, а предложения о знакомстве от взрослых людей получали 39% несовершеннолетних. Это свидетельствует о реальной угрозе со стороны кибермошенников и о том, что их жертвой может стать любой ребёнок, самостоятельно выходящий в сеть.
Мошенники регулярно совершенствуют свои схемы и изменяют их. К примеру, они создают в соцсетях фейковые аккаунты известных персон, например, популярных среди подростков киноактёров и исполнителей, представляются подростками. Цель этих действий – «втереться в доверие» к ребёнку и сделать так, чтобы он предоставил мошенникам свои пароли, личные данные, перевёл деньги, о чём напомнил член правления РОЦИТ, директор Координационного центра доменов .RU/.РФ Андрей Воробьёв1.
Распространённая угроза – склонение подростков и детей к совершению незаконных, иногда и уголовно наказуемых действий. Кроме того, многие мошенники могут обещать детям и подросткам заработать много денег и сделать это быстро. Доверчивые несовершеннолетние соглашаются и в результате попадают в крайне неприятные ситуации, вплоть до участия в преступных схемах.
Когда запреты и ограничения не работают
Стоит ли говорить, что родителей эти ситуации и риски очень беспокоят. Стремясь обезопасить своих детей, они ограничивают время, которые мальчики и девочки проводят в сети, а иногда и вовсе запрещают пользоваться смартфонами. Многие отцы и матери стараются следить за тем, что смотрят их дети в интернете, однако взять этот процесс под полный контроль получается, как правило, не всегда.
Не самым эффективным способом борьбы за безопасность ребёнка в сети можно назвать и запрет, ведь подросток, если ему это нужно, будет искать и находить варианты зайти в любимую соцсеть или в чат.
Как говорить с ребёнком о безопасности в сети

Фото: fizkes / Shutterstock / FOTODOM
Более мягкий, компромиссный и вместе с тем действенный способ – диалог о кибербезопасности. Задача родителя в этом случае – рассказать ребёнку о потенциальных рисках и последствиях, и объяснить правила безопасного поведения в интернете. Рассказываем, как можно строить такой диалог, чтобы он был эффективным, и на что опираться в процессе.
Детские образовательные ресурсы
Родители могут взять «в союзники» специальные образовательные ресурсы, особенно если разговор о безопасности планируется с младшеклассником. На таких ресурсах есть готовые, составленные психологами, педагогами и другими экспертами ответы на вопросы, касающиеся преступлений в интернете, в том числе, совершаемых на сексуальной почве.
Формат, в котором предлагаются такие ответы, будет понятен ребёнку, и, что особенно важно, информация его не напугает, поскольку она подаётся в соответствующем возрасту виде. Часто на образовательных ресурсах есть целые мультсериалы или истории в картинках, герои которых учатся вести себя в интернете безопасно. Такой формат наверняка заинтересует ребёнка.
Соблюдение правил
Без правил обойтись не получится, однако они должны быть грамотными и компромиссными, то есть, устраивающими и родителей, и детей. Ребёнок должен ознакомиться с ними, понять и согласиться.
Вот примеры правил, которые можно предложить соблюдать детям младшего школьного возраста:
- Доступ в сеть – только при наличии разрешения от взрослого.
- В день со смартфоном можно проводить не более получаса.
- Можно пользоваться только приложениями из разрешённого перечня.
Доверие и взаимное уважение
Важно дать ребёнку понять, что по всем вопросам, которые возникают у него в процессе использования сети, он может и должен обращаться к взрослым. Однако это возможно только при наличии уважительной и доверительной атмосферы в семье, так что её необходимо обеспечить.
Ребёнок, даже если он уже совершил ошибку и попался на удочку кибермошенников, должен иметь возможность рассказать о ситуации родителям, причём, сделать это немедленно, не переживая, что мама или папа обрушат на него поток ругательств или начнут наказывать. Каждый имеет право на ошибку, и в этом случае необходимо постараться её исправить и спокойно объяснить, чем она грозила. С точки зрения педагогики это достаточно эффективный метод, поскольку он основывается на получении ребёнком его собственного опыта.
Использование современных средств защиты

Фото: Miljan Zivkovic / Shutterstock / FOTODOM
Проблему гораздо проще предотвратить, чем справляться с ней, поэтому для обеспечения кибербезопасности необходимы превентивные меры – использование соответствующих инструментов и программ. В подавляющем большинстве случаев они исключают риск самых распространённых угроз в интернете.
Какие средства необходимо в обязательном порядке использовать при работе с устройствами, имеющими доступ в интернет:
- антивирус,
- антифишинг, исключающий возможность перехода по сомнительным ссылкам,
- защита камеры, которая исключает риск стать объектом шпионажа,
- контент-блокировщик – эффективное средство защиты от вирусов и действий хакеров.
Что ещё могут сделать родители
Диалог с ребёнком и наличие договорённостей с ним не освобождает родителей от необходимости контролировать действия детей в интернете. Для этого есть немало эффективных инструментов и способов. В их числе:
- Программы, «отсеивающие» сомнительный контент – они устанавливаются на устройство и скрывают от ребёнка неприемлемые видеоролики, изображения, в том числе, на этапе поиска. Это особенно актуально для родителей тех детей, которые любят проводить время на YouTube. Взрослый может самостоятельно определить уровень и порядок ограничений.
- Программы, контролирующие время использования смартфона или планшета – незаменимые решения, позволяющие четко устанавливать оптимальный период нахождения ребёнка в сети. Можно настроить программу на ограничение игр или просмотра видеороликов, а также на выключение устройства за определенное время до отхода ребёнка ко сну.
Источники:
- Ранняя безопасность: как злоумышленники обманывают детей в интернете. Сайт.