Дети в любом возрасте могут быть подвергнуты воздействию стресса: первоклассники сталкиваются с адаптацией к новому режиму, учебному процессу и социальной среде. Подростки испытывают давление из-за контрольных, экзаменов, коммуникаций с ровесниками и ожиданий родителей.

В настоящее время растет количество детей и взрослых, сталкивающихся со стрессом. Ощущение тревоги из-за стресса могут испытывать и совершенно здоровые дети. Нормальная тревога провоцируется факторами среды и проходит быстро при исчезновении провоцирующей ее причины. Но постоянный, длительный или пиковый по своей тяжести стресс провоцируют формирование патологической тревоги, не активирующей, а истощающей компенсаторные силы организма.
Одной из наиболее частых форм выражения тревоги называют тревожные расстройства, распространенные среди подростков и детей (частота встречаемости составляет 15–20%)(1).
Затянувшийся или рецидивирующий стресс негативно влияет на течение соматических заболеваний, приводя к их обострению. На территории России психосоматические расстройства среди детей и подрастающего поколения встречаются у 30-68 % из тех, кто обращается в поликлиники. Любой ребенок может столкнуться с серьезными негативными последствиями влияния стресса на организм(2).
Причины возникновения стресса
Ученые и психологи тщательно изучили основные источники детского стресса, однако сегодня этот список продолжает расширяться, впуская в себя новые причины, обусловленные пандемией COVID-19 и другими психосоциальными факторами. Возможно, вы не задумывались о том, что некоторые из перечисленных факторов могут действительно сильно влиять на ребенка(2).
1. Глубокие и значимые изменения в жизни ребенка:
-
психологические травмы;
-
расставание родителей (развод);
-
потери близких людей, питомцев
-
переезд на новое место жительства;
-
постоянные конфликты в семье;
-
агрессивность родителя;
-
увольнение и прочие проблемы или стресс у родителей;
-
расставание со сверстниками (друзьями);
-
тяжелые заболевания, инвалидизация родителя.
2. Проблемы с коммуникацией в социуме (часто возникающие конфликты).
3. Организация учебного процесса:
-
занятость ребенка уроками;
-
противоречия в общении с учителями и сверстниками;
-
нахождение в окружении детей, но без родителей (у дошкольников);
-
появление удаленного формата занятий;
-
проблемы с электронными учебными приложениями.
4. Факторы окружения:
-
экологические стрессы;
-
получение потока негативных новостей из СМИ или интернета;
-
проблемы с питанием;
-
нехватка сна.
Тревожность ребенка будет выражаться по-разному в зависимости от типа стрессового травмирующего события, а также особенностей характера и психоэмоциональной устойчивости ребенка(3).
Симптомы тревожности у детей
-
суетливость, беспокойство, циклические движения (накручивание волос на пальцы, обкусывание ногтей, качание на стуле);
-
скованность, «деревянность» движений;
-
нервная болтовня, или наоборот – напряженное молчание;
-
проблемы с засыпанием и со сном;
-
невозможность сконцентрироваться;
-
боязнь каких-либо перемен;
-
отсутствие уверенности в себе в любых (особенно, в новых) ситуациях.
Как стресс передается в семье?
Исследования подтверждают, что эмоциональное состояние родителей оказывает сильное влияние на психику ребенка. Если взрослые испытывают тревогу и напряжение, дети чувствуют это на интуитивном уровне и реагируют соответствующим образом – становятся раздражительными, капризными, теряют концентрацию, хуже засыпают. В то же время, если ребенок находится в состоянии стресса, это не может не сказаться на родителях, усиливая их тревожность. Так формируется своеобразный «замкнутый круг» эмоционального напряжения.

Провоцирующим фактором тревожности у ребенка может быть и специфический тип родителя:
-
Родители-наседки, создающие удушающую гиперопеку и не позволяющие ребенку адаптироваться к внешнему миру.
-
Родители, грубо проецирующие свои желания на ребенка, желающие подогнать его под выдуманный образец или воплотить в нем победу над своими жизненными неудачами.
-
Родители-спартанцы, воспитывающие ребенка в строгости, желая «закалить» характер.
Иногда эти типажи могут быть смешанными. А также иногда в генерации тревожности у ребенка принимают участие и другие родственники: бабушки или дедушки, излишне строгий старший брат и пр.
Конечно, у одного ребенка может быть сочетание нескольких стрессовых факторов (переезд и «спартанский» папа, например), что не только усложняет дезадаптацию, приводит к хронизации стресса и осложняет борьбу с ним(2).
Кстати, есть и позитивный момент: канадские исследователи из Университета Торонто выяснили, что позитивное отношение родителей к ребенку напрямую влияет на развитие его мозга. Если родители доброжелательно контактируют с детьми, у последних лучше развиваются когнитивные способности и лучше успехи в обучении (и наоборот). Кроме того, родители с высоким эмоциональным интеллектом облегчают детям проблемы с интерпретацией чувств и эмоций и помогают легче справляться со стрессом(4).
Что помогает ребенку противостоять стрессу?
Ребенку важно учиться справляться со стрессом, не затрачивая все возможные силы организма. Важно повышать его приспособительные (адаптационные) возможности и возвращать организму нарушенное равновесие с внешней средой (2). Лечение стресса может включать себя:
-
развитие базовых навыков (обучение дыханию, управлению эмоциями, восприятию проблем с чувством юмора);
-
подходящее питание;
-
привлечение родителей к решению проблемы;
-
введение регулярной физической активности;
-
полноценный отдых;
-
медикаментозная терапия.
Есть ли лекарственные средства, помогающие адаптации и устойчивости к стрессам у детей?
Существует много препаратов, предназначенных для борьбы с проявлениями хронического стресса из разных фармакологических групп. Но не все они одобрены для маленьких пациентов.
Одним из препаратов, который может порекомендовать специалист для детей от 3 лет, является Тенотен® детский в таблетках. Он помогает снижать уровень тревожности и стресса, сохраняя при этом активность и ясность ума(5).
В обзоре клинических исследований с участием 8935 пациентов специалисты оценили особенности дневного анксиолитика Тенотен® и Тенотен® детский в таблетках и его действие(6).
Основные свойства препарата Тенотен® детский в таблетках:
-
Оказывает успокаивающее, противотревожное действие.
-
Сравнительно редко приводит к возникновению нежелательных эффектов.
-
Способствует снижению уровня тревоги и стресса у детей.
-
Помогает нормализации процессов умственной деятельности, обучения, памяти и внимания.
-
Борется с повышенной утомляемостью.
-
Способствует облегчению адаптации в детском возрасте.
Препарат может быть полезен в ситуациях, когда ребенок испытывает:
-
Повышенную тревожность из-за нагрузки в школе.
-
Сложности при попадании в новые условия (начало учебного года, переход в новую школу, или класс).
-
Проблемы в поведении, связанные с эмоциональной нестабильностью.
Тенотен® детский в таблетках помогает школьникам сохранять концентрацию, лучше усваивать информацию и легче справляться с повседневными нагрузками. Это очень важно в период активного развития и обучения, когда от психоэмоциональной стабильности ребенка зависит его успеваемость в школе и общее благополучие.
Когда ребенок ведет себя более спокойно и не страдает от нехватки веры в себя, улучшается и эмоциональное состояние родителей. Это снижает общий уровень напряженности в семье и помогает создать благоприятную атмосферу для общения и совместного времяпрепровождения.
Забота о психоэмоциональном здоровье ребенка с помощью Тенотен® детский в таблетках – это вклад не только в его благополучие, но и в гармонию всей семьи. В современном мире, полном стрессовых факторов, атакующих и взрослых, и детей, важно не только справляться с последствиями тревожности, но и предотвращать их.
Поддержка родителей важна для любого ребенка, помогая ему расти уверенным в себе и готовым к новым вызовам.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИЛИ ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА
Реклама. Рекламодатель ООО «НПФ «МАТЕРИА МЕДИКА ХОЛДИНГ» ИНН 7709272649. ERID: F7NfYUJCUneRHTxMhjz4
Источники литературы:
1. Beesdo K., Knappe S., Pine D.S. Anxiety and disorders in children and adolescents: developmental issues and implications for DSM-V. PsychiatrClin North Am. 2009.06.002.
2. Акарачкова Е. С., Байдаулетова А. И., Блинов Д. В. [и др.]. Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика. Клиническое руководство. СПб.: Скифия-принт; М.: Профмедпресс, 2022. 90 с.
3. Зайцева Дарья Андреевна, Кожевникова Татьяна Альбертовна ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XVIII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-trevozhnosti-u-detey-kak-problema-issledovaniya (дата обращения: 03.02.2025).
4. Parents’ Attitudes and Beliefs: Their Impact on Children’s Development Joan E. Grusec, PhD, Tanya Danyliuk, BA University of Toronto, Canada December 2014, Rev. ed.
5. Тенотен® детский: листок-вкладыш (инструкция по применению) // URL: https://tenoten-deti.ru/instruction/
6. Perez М, Заваденко НН, Скипетрова ЛА, Смирнов ИИ, Нестеровский ЮЕ. Эффективность и безопасность дневного анксиолитика, содержащего технологически обработанные антитела к белку S100. Обзор клинических исследований. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2023;15(3):104–113. DOI: 10.14412/2074-2711- 2023-3-104-113