Быстрее, выше, сильнее: всё о фудтех-стартапах в России
Стартап — это самое-самое начало (старт) нового бизнес-проекта! Придумал что-то интересное, собрал единомышленников и начал искать финансирование для запуска? Вот это и есть стартап. Самое интересное, что сделать это может даже школьник! Если ты интересуешься темой питания, следишь за выходом новых мобильных приложений и готов предложить миру свои яркие идеи, то эта статья для тебя! В ней мы расскажем о самых крутых фудтех стартапах России. Возможно, какие-то из них вдохновят тебя на создание своего проекта в будущем.
В последние пару лет в нашей стране фудтех-стартапы развиваются с бешеной скоростью. Только мы успели привыкнуть, что можно заказать продукты или даже готовые блюда через сервисы «Яндекса», как тут же появляется «Самокат». Услуги быстро стали доступны не только в Москве и Питере, но в других городах России, что помогает регионам активно развиваться. Сегодня расскажем о самых перспективных проектах из сферы российского фудтеха, услугами которых ты хотя бы раз пользовался. Или точно сделаешь это в ближайшее время!
Что значит «фудтех»?
Фудтех — это внедрение информационных технологий (IT) в производство, доставку и приготовление еды. Кажется, тут всё просто. Какие фудтех-сервисы есть в России и в чём их главные фишки?
«Самокат»
Основали стартап два друга в Санкт-Петербурге. Вячеслав Бочаров начинал с должности директора магазина «Магнит», а потом стал развивать направление «Магнит Косметик», Родин Шишков работал в Yota. Будущие предприниматели успешно работали вместе в «Почте России», где занимались онлайн-сервисами и операционным управлением. После того как будущие партнёры набрались опыта, они решили основать «Самокат». На рынке уже развивались популярные гиганты, и мало, кто верил, что проект «выстрелит» настолько удачно.
С пользовательской стороны фишка «Самоката» в том, что после оформления заказа курьер довозит его за 15 минут. Вот ты захотел специй для омлета — и их привезли к твоему завтраку. Даже кофе ещё не успел остыть. Именно это отличает «Самокат» от других сервисов. Как компании это удаётся? Все просто. «Самокат» работает в формате dark store, то есть у компании есть склады в каждом районе. Это позволяет доставлять продукты за 15 минут, а то и быстрее. Это далеко не единственный сервис, который работает в таком формате. «Самокат» выполняет до 900 000 заказов в месяц. С ума сойти можно!
«Яндекс. Еда» и Delivery Club
В сентябре 2022 года «Яндекс» объявил, что компания и популярная соцсеть VK успешно «обменялись» сервисами. «Яндексу» достался его конкурент на рынке доставки Delivery Club, а VK — «Дзен» и «Новости». Как это приобретение отразится на работе сервиса — пока неясно, но очевидно, что с этого момента «Яндекс» решил сосредоточить свои усилия на развитии фудтех-направления. Время показало, что это не только прибыльно, но и очень популярно. Поэтому «Яндекс» планирует запускать аналогичный сервис и в других странах. Например, сервисом «Яндекс. Еда» уже уже можно воспользоваться в Казахстане и Беларуси. Чем «Яндекс.Лавка» отличается от «Яндекс. Еды»? «Яндекс. Еда» — сервис доставки готовых блюд из разных кафе и ресторанов, а «Яндекс. Лавка» привозит продукты и товары с собственных складов. Заходишь в приложение, выбираешь, что понравилось и заказываешь. Всё просто!
«СберМаркет»
Прародителем «Сбермаркета» стал российский фудтех-стартап Instamart. В 2013 году его запустили Пётр Федченков, Андрей и Дмитрий Жулины. В 2019 году проект получил инвестиции от «Сбербанка», Mail.ru Group и Трансконтинентальной медиакомпании, стал частью экосистемы «Сбера» и получил название «СберМаркет».
Сервисом удобно пользоваться, если нужно заказать продукты на неделю из «Ашана» или «Метро», потому что курьеры «Яндекса» вряд ли повезут 50 килограммов с картошкой и курицей и тяжёлые бутылки с водой. Если твои родители всё ещё ходят за покупками в магазины, то покажи им это приложение, они точно будут благодарны тебе. У «СберМаркета» хорошо работает бонусная программа, можно зарабатывать бонусы «Спасибо» и там же их тратить. Отличная экономия выходит.
Igooods
От гигантов переходим к другим, не менее полезным фудтех-проектам. Igooods доставляет различные товары гипермаркетов «Метро», «Ашан», «Лента», «Призма», «Окей», «Магнит» и «Глобус». На сайте размещены каталоги с продуктами, бытовой химией и даже средствами для ухода за собой.
Проект основали братья Георгий и Дмитрий Кунисы в Петербурге. Ещё в 2014 году братья начали искать оригинальную и полезную людям бизнес-идею. Самое главное, ей не должны были угрожать периодические кризисы. Георгию и Дмитрию пришла мысль о сервисе доставки продуктов, потому что бизнес мог «выстрелить», в том числе онлайн.
Тогда Георгий и Дмитрий стали исследовать рынки других стран. Оказалось, что в Америке с 2012 года существует успешный проект под названием Instacart, который доставлял продукты. В 2015 году братья Кунисы модернизировали бизнес-модель с учётом российских реалий и успешно работают до сих пор.
Продукты по подписке
Хочешь питаться только полезной едой? Или тебе лень готовить? Десятки компаний предлагают самые разные услуги: регулярную доставку еды для тех, кто на спорте или вегетарианской пищи или даже целых наборов с уже нарезанными в нужных пропорциях продуктами. Остаётся только всё приготовить по рецепту, который идёт в комплекте. Как работает эта услуга? При оформлении заказа выбираешь, по каким дням тебе удобно принимать доставку. В любой момент от подписки можно отказаться.
А помнишь то время, когда всего этого не было?
Твои родители точно помнят. Ещё несколько лет назад таких услуг в России никто не предоставлял! Это сейчас везде можно найти разные приложения и сайты с доставками. Раньше какие-то конторы занимались доставкой одежды или электроники, но с технической точки зрения такой формат не подходит для доставки продуктов питания.
Все выше перечисленные фудтехи — это только малая часть того, что существует в России. Уже сейчас очевидно, что будущее — за технологиями, они проникают в разные сферы и облегчают жизнь. И если после прочтения этого текста тебе захотелось не только срочно заказать себе пару сэндвичей, но и придумать какую-нибудь гениальную бизнес-идею, чтобы изменить мир, то наша миссия выполнена!