Современный мегаполис: ноль выбросов, ноль отходов и много зелени
Знаешь, что в городах проживает более половины населения земного шара? Это примерно 4,2 миллиарда человек. И по прогнозам Организации Объединенных Наций (ООН), в будущем эта цифра продолжит расти. В России доля городского населения — около 75%. Это закономерно, ведь крупные города привлекают научные, финансовые, производственные и человеческие ресурсы и вносят основной вклад в развитие экономики. При этом города — главный источник загрязнения окружающей среды. И с проблемой загрязнения необходимо что-то делать.
Идею экогорода, в основе которой лежит бережное отношение к природе и человеку, сформулировали в конце XX века. Но чтобы её реализовать, придётся изменить не только сложившиеся условия городской жизни, но и, что намного сложнее, сознание людей.
Экологичный или устойчивый?
Семьдесят лет назад число городских жителей в мире было в 5,5 раз меньше, чем сегодня. Бурное развитие городов связано с ростом экономики после Второй мировой войны. Всего через несколько десятилетий оно приобрело угрожающие масштабы.
Мегаполисы разрастались, поглощая как небольшие города вокруг себя, так и обширные природные территории. Районы многоэтажек, возникавшие на месте некогда зелёных пригородов, нередко превращались в каменные джунгли. Закованные в бетон реки, редкие деревья, скудные лучи солнца, которое заслоняют вплотную стоящие дома, грязный воздух и бесконечные потоки машин. Знакомая картина? Подобные районы и сегодня мы встретим во многих городах России и мира. Приятными для жизни их не назовёшь.
Ещё в 1970-е годы архитекторы, урбанисты и защитники природы озаботились тем, что большие города становятся всё менее пригодными для комфортного проживания людей, и начали искать пути решения этой проблемы. Так, в конце 1980-х годов американский архитектор и эколог Ричард Реджистер, который вместе с командой единомышленников занимался проектами по улучшению городской среды в Беркли (штат Калифорния), впервые ввёл понятие ecocity — экогород.
Изначально экогород описывали как такой, где создают комфортное жизненное пространство и сохраняют окружающую среду — включают в городской ландшафт зелёные зоны и природные объекты (реки, леса). Но в последующие годы это определение расширили, взяв за основу новую идею устойчивого развития. Цель устойчивого развития — достичь баланса между решением экономических и социальных задач и сохранением природных ресурсов. То есть, чтобы и экономика развивалась, и людям было комфортно жить, и природа при этом не страдала. Поэтому сегодня экогород правильно будет называть устойчивым городом. Давай разберёмся, что это понятие означает.
Признаки устойчивого города
Выделяют три характеристики, которые отличают устойчивый город.
- Экономическое развитие — рост производства и совершенствование технологий.
- Социальный прогресс — повышение нравственности, свободы и ответственности людей, развитие науки и искусства.
- Экологическая устойчивость — сбережение природных ресурсов, сохранение разнообразия живых существ.
Даже ради заботы об экологии мы не можем остановить заводы, машины, выключить свет и покинуть планету. Поэтому суть устойчивого города в том, чтобы сделать городское пространство максимально удобным для людей и безопасным для окружающей среды и сохранить при этом все значимые экономические и социальные функции. Реализовать эту идею в современном мегаполисе возможно, только если достичь три ключевые цели. А к этому пока в достаточной мере не приблизился ни один из существующих городов.
Посмотрим, что это за цели и что мы можем сделать, чтобы их воплотить.
Цель № 1: ноль выбросов
Урбанисты всё чаще говорят об устойчивом городе как о городе без машин. Автомобили производят существенную долю загрязнения окружающей среды. Они «ответственны» в том числе за 80% вредных выбросов в атмосферу, которые образуют смог. А огромные пробки стали визитной карточкой мегаполисов. Расширение дорожной сети не помогает — автомобили занимают всё больше места, фактически отнимая его у людей.
Исследователи городской инфраструктуры доказали, что общественный транспорт значительно эффективнее и экономичнее личных автомобилей. Автобусу или троллейбусу требуется в пять раз меньше места на дороге, чем автомобилям, чтобы перевезти одинаковое количество пассажиров. При этом за день автобус перевозит сотни человек, а машина — в среднем одного-двух. Для экогорода идеальным считают рельсовый электротранспорт (трамвай, монорельс, метро) как самый безопасный для экологии и самый эффективный: он занимает небольшую площадь, а перевозит тысячи пассажиров в день. Освободившееся место можно было бы отдать пешеходам и велосипедистам, засадить деревьями. Но это пока отдалённые перспективы, хотя многие города ищут способы стимулировать людей к отказу от использования автомобиля или сокращению числа поездок.
При создании устойчивого города также подразумевают сокращение других источников выбросов. В первую очередь тех, которые связаны со сжиганием ископаемого топлива — угля, нефти и газа. Ископаемое топливо используют в работе теплоэлектростанций, котельных, промышленных предприятий. От него мы сможем отказаться, если будем развивать альтернативную энергетику, которая основана на использовании возобновляемых ресурсов — ветра, солнца, биогаза. А также если внедрим энергосберегающие технологии. Например, будем уменьшать потери тепла при отоплении жилых домов. И хотя добиться нулевого уровня выбросов мы пока не можем, свести их к допустимому минимуму в обозримой перспективе вполне возможно.
Цель № 2: ноль отходов
В среднем каждый житель планеты производит более килограмма мусора в сутки. А для стран с высоким уровнем потребления этот показатель составляет 2‒3 килограмма на человека. Причём больше всего отходов вполне ожидаемо образуют жители крупных городов.
Переработка отходов — сложный и трудоёмкий процесс. Он требует развитых современных технологий, отлаженных процессов по сбору и первичной сортировке отходов. Но даже в этом случае переработать удаётся далеко не всё: часть мусора отправляют на полигоны или сжигают. Устойчивый город подразумевает переход к экономике замкнутого цикла, когда все ресурсы, используемые для производства, снова возвращаются в экономический оборот.
Сегодня многие товары производят в буквальном смысле для свалки: одноразовую посуду, огромное количество неперерабатываемой упаковки, изделия из композитных (то есть составных) материалов. Поэтому всё большую популярность в мире набирает философия zero waste, или «ноль отходов». Её важная часть — ответственное потребление. То есть отказ от использования товаров, переработать которые невозможно или слишком дорого. Многие страны принимают специальные законы, чтобы ограничить производство и потребление такой продукции.
В России ещё несколько лет назад перерабатывали менее 30% бытового мусора. Но в 2019 году в стране начали реформу системы обращения с отходами. Её цель — создать современную инфраструктуру для переработки мусора. Доля перерабатываемых отходов с каждым годом растёт, хотя до экономики замкнутого цикла и полноценных экогородов пока ещё далеко.
Цель № 3: экологический каркас
Ты обращал внимание, что температура воздуха в центре города обычно на несколько градусов выше, чем на окраине? И правда, в районах плотной застройки образуются так называемые острова тепла. Это связано с изменением воздушных потоков: при отоплении жилых домов и работе промышленных предприятий происходят потери энергии, то есть наружу утекает тепло. Получается, что мы не только «обогреваем» улицы, но и оказываем серьёзное влияние на климат. Кроме того, города вторгаются в природные экосистемы, разрушают существующие связи, препятствуют миграции животных. Представь: в месте, где селились перелётные птицы, построили жилмассив. Это ведёт к сокращению биоразнообразия — часть живых существ (растений и животных) погибает, некоторые виды исчезают навсегда.
Отличительная черта устойчивого города — экологический каркас. Он представляет собой зелёные коридоры, которые пересекают город в разных направлениях и разделяют его на сектора. По замыслу урбанистов, основой экологического каркаса могут служить, например, русла рек и ручьев, а также крупные транспортные магистрали, вдоль которых высадят деревья, устроят газоны. Такое решение объединит разрозненные зелёные островки в черте города и за его пределами, обеспечит пути миграции животных и снизит плотность застройки. Тем самым удастся не допустить появление островов тепла.
Урбанисты предлагают трансформировать городское пространство: создавать самодостаточные микрорайоны, или, как их ещё называют, суперкварталы. Вся необходимая для жизни инфраструктура: школы, парки, больницы, магазины, библиотеки — будет располагаться внутри квартала, в пределах пешеходной доступности. Тогда в своём районе люди смогут передвигаться пешком, на велосипедах или электросамокатах. Проходящие по границам таких кварталов транзитные магистрали (например, линии скоростного трамвая) станут основой для зелёных коридоров. Они обеспечат транспортную связь с другими частями города: деловыми и промышленными районами, культурно-образовательными центрами, которые находятся на равном удалении от жилых массивов.
Чтобы реализовать такой подход, предстоит не только перестроить существующий уклад больших городов, но и изменить городской образ жизни. Поэтому пока идея экогорода — это, скорее, долгосрочный ориентир для следующих поколений. Однако многие принципы, которые лежат в основе идеи экогорода, начинают внедрять уже сейчас. Подключайся, и твой вклад в сохранение и улучшение среды обитания повлияет на успех в масштабах всего человечества.