Спасение студентов, управление беспилотными автомобилями и составление маршрутов: что умеет система ГЛОНАСС
Когда в последний раз ты пользовался бумажной картой местности? «На уроке географии!» — ответишь ты. Хорошо, принимается. А в обычной жизни? Чтобы проложить маршрут до магазина или узнать, как пройти в кафе. Кажется, этот вопрос из какого-то далёкого прошлого. Многие твои друзья, наверное, и не знают, чем карта может помочь. Ведь на ней нет значка твоего местоположения. Её даже нельзя приблизить! Как вообще люди путешествовали, когда не было навигаторов?!
Действительно, приложения в твоём телефоне сегодня могут показать любой уголок Земли с невероятной точностью. Они прокладывают маршруты, помогая объезжать пробки, сообщают, где можно перекусить или снять наличные. Как ты понимаешь, это не заслуга смартфона. В основе навигации лежат настоящие космические технологии.
Что такое ГЛОНАСС?
В мире сегодня есть две главные спутниковые системы навигации. Одна из них — это ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система). Это разработка наших специалистов. Чтобы она функционировала, в космосе, на высоте почти 20 000 километров, летают 26 спутников (22 основных и 4 запасных). Они каждую секунду излучают навигационные сигналы. На Земле их корректируют несколько десятков станций, расположенные в основном в России, ещё по одной — в Бразилии, на Кубе и в Антарктиде. А в ближайшее время должна появиться станция в Венесуэле.
Спутники покрывают 100% территории России и почти 70% всего земного шара. При определении движущегося объекта погрешность чуть больше 1 метра. Только представь, с какой точностью работают космические станции! После запуска 18 спутников нового поколения этот показатель снизится до 30 сантиметров.
Для чего нужна такая точность?
Неужели все эти спутники кружат в космосе, чтобы мы могли объезжать пробки и ты не пропустил поворот, когда идёшь в гости к другу? Конечно, нет. Благодаря ГЛОНАСС, например, во многих российских городах регулируется движение общественного транспорта. Ты ведь пользуешься приложениями, где можно посмотреть, когда на остановку подъедет нужный тебе автобус?
Ещё важнее навигация для транспортных компаний и дальнобойщиков. За пару кликов мышкой диспетчер может выяснить, где сейчас находится конкретный водитель, почему он отправился в рейс с задержкой и даже узнать, какая температура внутри фуры с мясом.
А ещё навигация необходима для беспилотных автомобилей. Экспериментальные машины вовсю колесят по дорогам. Для того, чтобы их движение было безопасным, навигация должна быть идеальной. В городе с безумным трафиком, с водителями, которые могут совершать непредвиденные манёвры, бортовой компьютер беспилотного авто должен обладать всей информацией. Именно над этим сейчас трудятся российские инженеры.
Совсем скоро ГЛОНАСС будет предугадывать маршрут. Смотри, твой папа каждое утро завозит тебя в школу, а потом едет на работу. Навигационная система запомнит этот путь и подготовится к поездке заранее. Система загрузит прогноз погоды, изучит пробки и даже включит любимую музыку. А в бардачке ты найдёшь чай с пряниками (шутка, а жаль). Вся информация будет выводиться прямо на лобовое стекло, как в фильмах о будущем.
Ещё фишка
Ещё одной фишкой автомобилей нового поколения станет безопасность. Для этого система навигации должна не только прокладывать маршрут, но и мгновенно оценивать все изменения потока машин в режиме реального времени. Цена ошибки — ДТП. Чтобы такого не произошло, внутри машины появится мощный искусственный интеллект, такой суперводитель, который при помощи спутников ГЛОНАСС будет знать о ситуации на дороге почти всё. А чего не будет знать, спросит у суперводителей, которые едут рядом. И те обязательно ответят, ведь они все единый организм.
А вот совсем свежая новость. Ректор Национального исследовательского Томского государственного университета договорился с директором «ГЛОНАСС» об эксперименте в вузе. В здании университета поставили датчики, смонтировали навигационное оборудование, подключили системы видеообработки информации. И теперь специальное приложение для студентов и преподавателей определяет их местоположение с точностью до 5 метров. Да, теперь пары не прогуляешь: сразу видно, кто предпочёл посидеть в столовой. Если серьёзно, то в случае чрезвычайного происшествия система оперативно предупредит об опасности и поможет выйти из здания, давая голосовые подсказки. В зависимости от ситуации система даст команду оставаться в аудитории, если это безопаснее.
Кстати, студенты ТГУ уже вызвались усовершенствовать систему. Они хотят дополнить её собственными разработками, например программой распознавания лиц. Для это в вузе создали Центр информационных систем безопасности» А как бы ты доработал эту экспериментальную программу? Есть мысли?
Где учиться?
Выучиться на инженера-исследователя навигационных систем можно не только в Томске. Не так давно в Тверском политехе появилась специальность «Радиоэлектронные системы и комплексы». Учиться придётся пять с половиной лет. Для поступления нужны математика (профильный экзамен), русский язык и физика.
Ну а если у тебя ещё есть пара лет до вуза, можешь пока просто попробовать. Роскосмос открыл в 29 московских школах «космические классы». Если твоя школа не попала в проект, не расстраивайся! Ты имеешь право подать документы в любую школу, участвующую в проекте, где тебе удобнее. Там можно выбрать одну из множества самых разных профессий, связанных с космосом, в том числе заняться созданием навигационных систем.
А вдруг у тебя ещё до выпускного появится проект, который заинтересует разработчиков «ГЛОНАСС»? Попасть работать в эту компанию непросто, но вакансии иногда появляются. Для тебя точно найдётся!