Всё в одном: что такое экосистема и почему за ней будущее экономики
Сегодня бизнес помешан на экосистемах. Причём речь вовсе не об экологии. Даже если ты до сих пор ничего не слышал о бизнес-экосистемах, это не мешает тебе ими пользоваться. Вот пример четырёх крупнейших российских экосистем: Сбер, Яндекс, VK и МТС. Их аудитория измеряется десятками миллионов пользователей. Чтобы стать клиентом экосистемы, достаточно иметь смартфон. А понять, что такое экосистемы и как они влияют на экономику, не настолько просто. Давай вместе разбираться.
Сотрудничай — и будешь развиваться
Понятие экосистемы применительно к экономике ввели сравнительно недавно — в начале 90-х годов прошлого века. Однако строить экосистемы бизнес начал задолго до появления термина.
Крупный производитель какой-либо продукции объединял своих поставщиков и дистрибьюторов (продавцов) в единую сеть. Внутри неё участники договаривались о единых стандартах работы, льготных условиях сотрудничества, долгосрочных поставках. Они объединяли усилия, чтобы увеличить долю рынка, повысить качество продукции и улучшить сервисное обслуживание. По этому пути во второй половине XX века развивались, например, автомобильные гиганты, такие как Volkswagen или Toyota. Они включали в свои партнерские сети производителей автокомплектующих и дилерские центры по всему миру. И экономисты стали рассматривать такие компании не как отдельную бизнес-единицу, а как часть экосистемы — сообщества, охватывающего независимых игроков из разных отраслей, которые взаимодействуют друг с другом ради достижения общих целей.
В последующие десятилетия развивались телекоммуникационные технологии, Интернет, системы электронной торговли и электронных платежей. И благодаря этому экосистемная бизнес-модель эволюционировала. Сегодня экосистема — это цифровая платформа, на которой потребители получают доступ к широкому набору товаров и услуг, а производители и поставщики взаимодействуют с потребителем напрямую.
Все знают: Google, Facebook, Apple, Amazon, Alibaba. Они реализовали экосистемную стратегию и доказали на практике её эффективность. В России с мировыми гигантами вполне успешно конкурируют национальные компании — Яндекс, Сбербанк, VK и другие, которые активно развивают собственные экосистемы.
Что же отличает экосистемную бизнес-модель? И чем объясняется её эффективность?
Найди точку взаимодействия с потребителем
На протяжении XX века производители конкурировали на территории дистрибьютора — продавца. Он и определял правила игры. Если вашего товара нет на полке в магазине, покупатель о нём не узнает. Цель бизнеса состояла в том, чтобы создать массовый продукт, который нужен максимальному числу потребителей, и обеспечить эффективные каналы продаж. То есть произвести такой продукт, который многие захотят купить, и доставить его во все супермаркеты и магазины.
Однако с развитием электронной торговли ситуация радикально изменилась. Конкуренция переместилась на территорию покупателя. Каждый из нас получил возможность совершать покупки, не выходя из дома — через смартфон или компьютер. А производители товаров и услуг теперь могут взаимодействовать с покупателями напрямую. Преимущества получил тот, кто наиболее полно, качественно, а главное, быстро удовлетворял запросы потребителей. И именно эксосистемная бизнес-модель предлагала необходимые инструменты для решения этой задачи.
Современные экосистемы связывают участников и потребителей при помощи цифровых платформ. У них удобный пользователям интерфейс и механизм платежей (транзакций). При этом «полка» в виртуальном супермаркете становится практически бесконечной. Кроме того, её можно настроить с учётом предпочтений конкретного потребителя. Алгоритм анализирует, что ты чаще всего покупаешь, и предлагает похожие и дополнительные товары и услуги. Он настраивается на разные целевые группы: подростков, родителей малышей, семей с детьми. А местные производители получают доступ к глобальному рынку и предлагают свои товары покупателям по всему миру.
Например, разработчик из любой точки мира добавляет своё приложение в Google Play Market или App Store при условии, что его продукт отвечает необходимым требованиям и стандартам. И так он вполне успешно конкурирует в своей нише с гигантами ИТ-индустрии. А владельцы цифровых платформ через свои магазины приложений предоставляют пользователям огромное разнообразие клиентских сервисов, не вкладывая средства в их разработку и продвижение.
Строй бизнес вокруг продукта
Основой экосистемы выступает так называемый сore-продукт. Это основной продукт, вокруг которого строит бизнес компания-агрегатор. Например, для Сбера – это финансовые услуги, для Яндекса — поисковик, для VK — социальная сеть, для МТС — услуги мобильной связи и Интернета, а для Avito — сервис бесплатных объявлений. Экосистема наращивает горизонтальные связи и за счёт этого развивается. Она привлекает новых партнёров и создаёт сервисы для удовлетворения как можно большего числа повседневных потребностей клиента. Например, сервисы для интернет-шопинга, поездок, платежей, развлечения, получения образования или поиска работы. Компания выбирает стратегию развития: либо расширять диапазон предоставляемых пользователям возможностей и новых сервисов в интеграции с другими участниками рынка, либо делать ставку на те направления, которые поддерживают её основной бизнес.
По первому пути идёт Яндекс, который активно развивает собственные приложения. А также Сбербанк. Он, помимо финансовых продуктов, продвигает площадки онлайн-торговли — СберМегаМаркет, СберАптека. И включил в свою экосистему партнёрские стримминговые сервисы, в частности, российский онлайн-кинотеатр Okko.
Avito, наоборот, расширяет дополнительные услуги для сопутствующих потребностей пользователей при совершении онлайн-покупок. Он интегрирует в свою платформу партнёрские сервисы доставки и дистанционного кредитования.
У каждого подхода есть свои плюсы и минусы. Разрабатывая и запуская собственные приложения, компании более эффективно контролируют входящие в экосистему сервисы. Однако это требует значительных ресурсов, особенно при высокой конкуренции. Выстраивать партнёрские отношения менее затратно. Но контур экосистемы в этом случае размывается, то есть пользователи забывают об основном бренде, а накапливаемые внутри платформы данные о пользователях могут утекать к конкурентам.
Предлагай свой сервис быстрее и дешевле
Один из ключевых элементов экосистемы — универсальный механизм транзакций. Он делает возможными расчёты между потребителем и входящими в экосистему поставщиками товаров и услуг. Клиент получает доступ ко всем сервисам через одно приложение и в одном аккаунте. Ему не нужно создавать отдельные учётные записи и привязывать к ним банковские карты. В свою очередь, участники экосистемы снижают издержки при транзакциях (платежах) и затраты на продвижение. Поэтому они могут предлагать покупателям более выгодные условия.
Ещё один важный ресурс экосистемы — это данные о клиентских запросах и предпочтениях и вычислительные мощности, которые требуются для их обработки. Технологии обработки больших данных — Big data — позволяют предложить потребителю товар или услугу чуть ли не раньше, чем он успевает сформировать запрос. И иногда это даже пугает.
Чего больше — плюсов и минусов?
В качестве итога поговорим о преимуществах и недостатках экосистем.
Для потребителя удобство пользования сервисами экосистем очевидны.
- Один аккаунт. Не нужно отдельно регистрироваться в каждом приложении.
- Доступ к получению различных услуг через одно приложение. Например, возможность оформить кредит или рассрочку на крупную покупку в онлайн-магазине, приобрести страховку.
- Мультисервисная подписка на несколько услуг на льготных условиях, возможность подключать или отключать различные опции. Например, подписки «СберПрайм» и «Яндекс Плюс» дают доступ к аудио- и видеоконтенту, льготные условия доставки и другие профиты.
- Единая программа лояльности, которая включает различные скидки или повышенный кэшбек при использовании входящих в экосистему сервисов.
Перечислим преимущества экосистемы для бизнеса.
- Единая цифровая платформа. Через неё локальные игроки получают выход на глобальный и национальный рынок.
- Единый механизм транзакций снижает сопутствующие издержки.
- Более широкий ассортимент товаров и услуг, чем каждый из участников экосистемы предоставляет в отдельности.
- Снижение затрат на развитие непрофильных направлений при интеграции в экосистему партнёрских компаний и сервисов.
- Повышение лояльности потребителей, которые находят то, что удовлетворяет их повседневные потребности, получают льготные условия, скидки и выгоды.
- Доступ к накапливаемым в экосистеме данным о потребительских запросах и предпочтениях.
Несмотря на плюсы экосистемной бизнес-модели, эксперты отмечают и её недостатки.
Так, развитие экосистем может привести к монополизации отдельных рынков, особенно если входные требования к участникам и поставщикам станут менее лояльными. То есть экосистемы поделят рынок и будут диктовать свои условия. Законодательство, регулирующее деятельность экосистем, пока находится в зачаточном состоянии. Это ставит под угрозу небольших производителей, которым трудно конкурировать с гигантами.
Кроме того, быстрый рост, в том числе за счёт создания новых сервисов, нередко оборачивается убытками для компаний. Ведь они вынуждены сдерживать рост цен, чтобы не потерять потребителей. А это не окупает вложения.
Хотя это не останавливает крупные компании, которые сегодня идут по пути создания собственных экосистем или их аналогов. Например, они разрабатывают так называемые суперприложения — SuperApp не только для обычных потребителей, но и в сфере корпоративных и государственных услуг.
По прогнозам экспертов, следующим этапом эволюции цифровых экосистем должно стать развитие голосовых помощников. С их участием клиенты будут взаимодействовать с экосистемой без использования приложений. Сможет ли искусственный интеллект справиться с этой задачей, покажет время.