как их поддержать и выстроить здоровые отношения в семье?

Рождение ребенка с особенностями – всегда огромная драма для всей семьи. Родители стараются по мере возможности облегчить его жизнь, иногда забывая о страданиях его братьев и сестер. Как выстраивать отношения со здоровыми детьми в семье, где есть «особый» ребенок?

Появление в семье ребенка с инвалидностью оказывает серьезное влияние не только на родителей, но и на братьев и сестер (сиблингов) «особого» малыша. И если некоторые дети успешно преодолевают возникающие при этом психологические трудности, то другие оказываются в зоне психологического риска, часто нуждаясь в психологической и психотерапевтической помощи¹.

С какими проблемами чаще всего сталкиваются родители, которые растят здоровых детей вместе с особыми, и как минимизировать психологические риски для всех членов семьи?

Как появление в семье ребенка с инвалидностью влияет на здоровых детей

Психологи говорят как о позитивном, так и о негативном влиянии «особого» ребенка на личность здорового сиблинга².

Позитивные аспекты:
  • у здоровых детей развиваются толерантность и понимание различий между людьми;
  • проявление заботы, способности к состраданию; раннее взросление по сравнению со своими сверстниками и понимание ценности здоровья и полноценной жизни;
  • больший самоконтроль и более уверенное поведение в сравнении с детьми из обычных семей.
Негативные аспекты:
  • невозможность планирования отдыха и развлечений;
  • финансовые ограничения в образовании детей в связи с необходимостью лечения ребенка с инвалидностью; чувства неудобства, стыда и изолированности
  • со стороны своих сверстников, которые испытывают братья и сестры «особого» ребенка.
Груз ответственности

Здоровый ребенок, как правило, чувствует тяжелый груз ответственности и заботы о своих больных близких. В связи с чем со временем может развиться серьезный стресс, приводящий к определенным психологическим проблемам и неврозам.

Согласно положению Комиссии защиты прав ребенка ООН, братья и сестры детей-инвалидов – это дети, которые нуждаются в защите и реабилитации, то есть, это тоже «особые» дети³

Ответственность здоровых сиблингов по отношению к больным далеко не всегда ведет к негативным психологическим последствиям. В зависимости от взаимоотношений в семье здоровые дети могут стать опорой и защитой своим родным, но лишь в том случае, если сами получают поддержку.

Проблемы здоровых сиблингов

Исследования показывают, что родители особых детей часто не догадываются, что жизнь их здорового ребенка может быть очень трудной. А ведь подобные переживания могут стать причиной личностных, поведенческих реакций и невротических расстройств.

Проблема информированности

В семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, не всегда принято разговаривать об этом. Взрослые замалчивают истинное положение дел из-за страха перед таким разговором или для того, чтобы сберечь покой здорового ребенка.

Не получая нужной информации от родителей, дети начинают искать ее самостоятельно в разных, порой сомнительных источниках. Получая искаженную информацию, они могут испытывать страх или тревогу, что в итоге может привести к психической травме.

Проблема ответственности

Одна из самых частых и серьезных проблем, влияющих на всю последующую жизнь здоровых детей – делегирование им ответственности за больных сиблингов, привлечение их к уходу, обслуживанию и обучению больных братьев или сестер⁴. Дети вынужденно ограничены в контактах со сверстниками, в реализации собственных потребностей и интересов.

Такая ситуация может вызвать у них целый набор негативных чувств – гнев, неприязнь, чувство вины и, с большой вероятностью, последующие психологические проблемы, особенно если это сочетается с недостатком внимания со стороны родителей.

Чувство «вины выживших»

Иногда здоровые дети могут испытывать так называемое чувство «вины выживших», сравнивая свою жизнь с жизнью больных брата или сестры. Чувствуя стыд за то, что они здоровы, они могут добровольно брать на себя обязанности по уходу за больным, часто становясь «рабами» больного на всю жизнь.

Страх за свое будущее

В семьях, где дети с особенностями требуют ухода и помощи на протяжении всей своей последующей жизни, у здоровых подростков при размышлении о своем будущем возникают вполне обоснованные тревога, неуверенность, страхи о перспективах своей жизни.

Что делать? Разговаривать!

Больной ребенок является общей семейной проблемой, и его здоровые братья и сестры заслуживают откровенного обсуждения этой темы. Это поможет минимизировать многие нежелательные побочные эффекты семейной ситуации.

Здоровых детей надо обязательно учить выражать свои эмоции приемлемым способом, а не скрывать и подавлять их, что практикуется во многих семьях.

Психологическая помощь

Система психологической помощи здоровым сиблингам в семьях с «особыми» детьми должна быть комплексной и включать семейную психотерапию, индивидуальную психотерапию, тренинги для детей и подростков.

В рамках семейной психотерапии родителям важно узнать о проблемах и страхах здоровых детей. Необходимо обсуждать и устанавливать границы и степень вовлеченности здорового ребенка в уход за больным братом или сестрой, не допуская в нем развития чувства вины.

Как объяснить ребенку, что происходит с братом или сестрой?

Такого рода беседы зависят от возраста здорового ребенка.

Как разговаривать с малышом

Ребенку до 4-5 лет, как правило, не нужно долго и подробно объяснять, что происходит, и какой диагноз у его сиблинга. Подойдут фразы типа «ты делаешь так, а он иначе», «смотри, у тебя получается так, а у него по-другому», «а вот вы оба прекрасно делаете...».

С самого раннего возраста можно начать читать книжки и рассказывать истории, где есть персонажи, которые не похожи на других.
От книжек можно перейти к беседам о том, что люди могут быть разными, и как к этому нужно относиться.

Разговор с младшим школьником

С младшими школьниками уже можно более подробно обсуждать диагнозы и их значение. Ребенку бывает сложно понять, почему с его братом или сестрой бывает так трудно общаться: он может думать, что тот к ним просто плохо относится.

Важно объяснить, что ребенок с особенностями развития поступает так не из желания причинить боль и не из вредности, а потому, что это связано с определенными ограничениями.

Подростки

В подростковом возрасте часто возникают трудности иного рода. Родители могут решить, что сиблинг стал достаточно взрослым для того, чтобы взять на себя больше ответственности за особого брата или сестру. Подросток же, который стремится к большей самостоятельности, пытается отстраниться от взаимодействия с особым сиблингом.

В этот период важно проявить максимум терпения и понимания. По-прежнему важны открытость и искренность, ведь подростку важно быть услышанным родителем. Наверное, самое главное, что может сделать родитель для здорового подростка — это доверять ему, признавая его право на выбор своего собственного пути.

Пути к сближению сиблингов
  • Начинайте сближать детей, когда они еще маленькие. Помогут общие игры, общая жизнь, участие в делах всей семьей, приятные моменты для всех, взаимное внимание и помощь.
  • Учите дружить не только здорового, но и особого ребенка: у него также должна быть своя доля ответственности, свои правила и обязанности.
  • Открыто признавайте права всех сиблингов на личные вещи и личное пространство.
  • Показывайте здоровым детям положительный пример. Им важно видеть, что другие люди хорошо и уважительно относятся к их особому брату или сестре.
  • Выделите регулярное время для общения со здоровыми детьми: им важно понимать, что существует время, когда все внимание родителя принадлежит только им.

На самом деле существует большое количество семей с больными детьми, которые ведут максимально возможный обычный образ жизни. В таких семьях открыто обсуждаются проблемы всех детей, правильно распределяются нагрузка и ответственность по уходу за больным ребенком. Здоровые сиблинги чувствуют себя эмоционально комфортно, и проблем у них не больше, чем у их ровесников. По мнению специалистов, такие дети быстрее становятся психологически зрелыми.

Таким образом, основным средством помощи и поддержки здоровых детей в семье, где есть дети с инвалидностью, становятся открытые, доверительные отношения в семье, возможность разговаривать на самые болезненные темы и понимание того, что происходит с их близкими.

Список литературы:
1. Шац И. К. Семья особого ребенка: психологические проблемы здоровых сиблингов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.
– 2021. – № 2. – С. 383-397.
2. Сиблинги ребенка-инвалида сайт
3. Взаимоотношение родителей с детьми-инвалидами сайт
4. Специальная психология: учеб. пособие для студентов, обучающихся по психологическим специальностям / И.Е. Валитова. – Брест : БрГУ, 2013.
5. Когда в семье есть ребенок с особенностями: как подружить его с сиблингами, чем занимать их вместе и почему важно обсуждать диагнозы сайт